Неправославная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Неправославная "Матрица"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Неправославная «Матрица»

Статья написана 29 ноября 2009 г. 21:08

Возвращаюсь к теме Матрицы. В прошлый раз я писал о «светских» философских учениях, на которые опирались создатели фильма. На сей раз я хотел бы рассмотреть религиозный фундамент, на котором зиждится первая часть Трилогии. Помимо всего прочего, в неё было позапихано множество установок и символов из иудаизма, египетской мифологии, индуизма и чёрти чего ещё. Но наиболее сильно там чувствуется влиение буддизма и гностицизма, весьма популярного среди греков раннехристианского течения. В одном из интервью братья Вачовски сами признались, что многочисленные параллели с буддизмом были намерены. На вопрос же «Слышали ли вы, что ваш фильм имеет некий гностический подтекст?» они ответили так: «А вы как думаете, это хорошая идея?»

Wake up, Neo. The matrix has you!

Одна из самых мощных по психологическому воздействию сцен в первой «Матрице» — когда Морфеус показывает Нео бескрайнее поле, утыканное жутковатого вида капсулами. Капсул великое множество — где-то они торчат из-под земли словно кукурузные початки, где-то уложены в огромные, похожие на небоскрёбы, штабеля. В этих капсулах живут... нет, существуют люди, разум которых спит. Их тела подключены к «нейроинтерактивной модели», которую они считают своей реальностью. Там они вроде как живут, работают, встречаются друг с другом, но на самом деле все их ощущения: вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные — «просто электрические сигналы, воспринимаемые мозгом». Эти сигналы им посылает компьютер, в то время как их тела всё это время бултыхаются в зловонной жиже.

Идея о том, что наш мир — иллюзия, не нова, ей уже несколько тысяч лет. В индуизме привычный для нас поток ощущений называется Майа. Майа — сон, который снится Брахману, первоначальному божеству. Брахман спит и видит сны, а мы с вами – как бы персонажи его сна. И когда он проснётся, мы все умрём. Похожий взгляд на реальность пропагандирует буддизм. Только там Бога нету. Согласно буддизму наш мир – иллюзия, только вот чья – неизвестно. Да, это и неважно, ибо в основе каждой религии лежит действие, а не состояние. И это действие сформулировано в Матрице предельно точно — «Wake up, Neo. The matrix has you!», что обычно переводится как: «Проснись, Нео. Матрица имеет тебя».

«Проснись» — таков основной мотив большинства мировых религий. Избавься от плена иллюзий. Перестань жить по-скотски! Отбрось греховные установки и стереотипы! Стань человеком наконец! Пути выхода из «сна» каждая вера предлагает свои, но в одном они едины абсолютно точно — человек должен стремиться куда-то вверх, постоянно самосовершенствоваться, а не быть просто батарейкой.

Общехристианские мотивы в «Матрице»

Христианской символики разбросано по всей Трилогии весьма богато. Взять хотя бы имена и названия. Настоящее имя Нео — Томас Андерсон, что более чем символично. «Томас» — это аллюзия на святого Фому Неверующего, а «Андерсон» — переводится с греческого как «сын человека». Это уже намёк на Христа, который согласно убеждениям гностиков был именно человеком, а не Сыном Божьим. Ну а то, что Нео в мире Матрицы является Мессией, местным аналогом Христа, в принципе, даже не нуждается в доказательствах. Достаточно вспомнить лишь факт его убиения и воскрешения. Морфеуса можно интерпретировать как Иоанна Крестителя. Даже крещение будущего Спасителя в фильме присутствует — помните как Нео смачно плюхнулся в какой-то бассейн после того как вывалился из «кроличьей норы»? Ну а Тринити — она и есть Тринити, т.е. «Троица». Святой Дух, снизошедший на Нео. «Ты — Тринити? Ну и дела... Я считал, ты — парень...» — «Все так считают» — в этом диалоге есть определёная доля юмора.

Ещё имена и намёки. Имя предателя Сайфера обычно расшифровываеют как «шифр», но это также сокращённое от Lucifer, т.е. «Люцифер». Корабль Морфеуса «Навуходоносор» назван в честь вавилонского царя, упоминаемого в Библии, видения которого свели его с ума. А название города людей — «Зион», происходит от названия одного из холмов, на котором стоит Иерусалим, который для евреев является синонимом «Земли обетованной» или даже рая. (На русском языке вообще-то его принято называть «Сионом», так что поблагодарим в очередной раз переводчиков-надмозгов.) Ещё один момент: на борту «Навуходоносора» расположена табличка, на которой имеется надпись «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка, то можно прочесть: «И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.»

Однако общий настрой и атмосфера фильма имеют очень мало общего с традиционным христианством. Первая «Матрица» больше напоминает иллюстрацию учения гностиков и буддистов.

Гностицизм в «Матрице»

До того, как расколоться на православие и католичество, христианству пришлось очень долго бороться с различными еретическими течениями. Одним из наиболее влиятельных и масштабных был гностицизм, который в своём мировосприятии  опирался не столько на Библию, сколько на античную философию и различные восточные культы.

Бог-Творец нашего мира у гностиков — персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Рождённое в обход существующих правил божество было настолько уродливым и порочным созданием, что его даже собственная мать не пожелала видеть и низвергла на задворки мироздания. Однако оно не умерло и даже больше — Ялдабоат, как он стал теперь именоваться, возомнил себя единственным Богом. Он создал ангелов, Землю и нас, людей. Ялдабоат также сотворил злых волшебных существ, препятствующих нам покинуть материальный мир и вознестись после смерти в Рай.

Гностики унаследовали античное убеждение в том, что космос – это порядок. Но древних греков порядок радовал, а у гностиков получилось, что наш мир — это что-то очень плохое и греховное. Поскольку всё что несёт на себе отпечаток Ялдабоата — нехорошо просто по умолчанию. Гностики как бы говорят: “Да, космос это порядок, но это порядок тюрьмы. Это – концлагерь. В этом порядке для тебя, человек, нет места. Ты должен убежать из этого космоса, разрушив его оковы.»

Все эти мотивы отчётливо видны в «Матрице». Матрицу, как известно, создал ИИ, который в свою очередь был создан неизвестно кем, но уж точно не ангелами во плоти. «Рождённый во грехе», создатель Матрицы подобен Ялдабоату. Под стать творцу, получилось и его творение. Оно настолько не нравится революционеру-Морфеусу, что он видит только один способ выхода из ситуации: уничтожить его. «Пока Матрица существует, нам свободными не быть». Роль жутких творений Ялдабоата, не дающих человечеству покинуть его мир, в Матрице выполняют Агенты, «здешние церберы».

Нео: Кто они?

Морфеус: Автономные модули. Они — инструмент саморегуляции Системы и принимают любой облик... В пределах Матрицы они повсюду и нигде. Чтобы уцелеть надо скрываться и ускользать от них. Они — здешние церберы, они у каждого входа, у них ключи от всех замков.

Точно так же, как и в гностицизме, в картине главная проблема человечества заключается в его «слепоте», неведении, сне, если хотите, когда как решением ее является пробуждение, прозрение и осознание истины, возврат из мрака ночи к свету. Но пока у повстанцев руки слишком короткие, чтобы отключить Матрицу. И они занимаются тем, чем предписывали заниматься гностики тем, кто стремится покинуть этот греховный мир: рассказывают людям правду об истинном положени вещей, пробуждают их и вытаскивают их из «темницы для разума». Пробуждение, прозрение, освобождение из мира грез — одинаковая программма действий и там, и там.

Буддизм в «Матрице»

Влияние учения Будды тут, пожалуй, чувствуется даже ещё сильнее, чем мифологии гностицизма. Согласно представлениям буддистов, а если точнее, представителей буддистской философской системы Йогачара, окружающей нас реальности не существует. (Пресловутое «There is no spoon».) Реально только наше сознание, а все явления и внешний мир за его пределами являются ложными. Даже наши тела — это не наши тела, а просто мешки с костями, пребывающие в мире иллюзий. Причём наше тело — это тюрьма нашего сознания, «темница для разума», если вспомнить терминологию Морфеуса. Из него нужно освободиться. Но для этого недостаточно просто убиться апстенку, тут всё намного хитрее.

Буддисты уверены, что мы заперты в бесконечном цикле рождения-смерти-реинкарнации по вине нашего невежества и игнорирования всего, кроме собственных потребностей и желаний. Круговорот рождения и смерти называется самсарой. Самсара — одно из центральных понятий в дхармических религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. В этих религиозных традициях существуют определённые различия в нюансах, но в одном они соглашаются между собой однозначно — самсара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого нужно выйти. На пути к выходу из этого состояния он должен постоянно самосовершенственствоваться и нравственно расти. Но для начала он должен пробудиться, понять иллюзорность окружающего его мира. Этот момент в «Матрице» проиллюстрирован в сцене со сгибанием ложек.

Мальчик: Не пытайся согнуть ложку, это невозможно. Для начала нужно понять главное.

Нео: Что главное?

Мальчик: Ложки не существует.

Нео: Не существет?

Мальчик: Знаешь, это не ложка гнётся, всё обман. Дело в тебе.

В «Матрице» отображена и другая идеология буддизма — Махаяна. Согласно ей, людям, все еще пребывающим в неведении (в самсаре) необходимо помочь, а не оставлять на произвол судьбы. Точно также и члены команды «Навуходоносора», сами уже свободные, снова и снова возвращаются в Матрицу ради спасения других людей.

С другой стороны, ещё одно учение буддизма, Теравада, утверждает, что правда открывается только только благодаря собственным усилиям открывается человеку правда, только он сам в силах найти ответ и выбраться из порочного круга. В буддизме четко определено: «Освобождение возможно лишь через самостоятельное осознание истины. И никто: ни Бог, ни какая другая сила не могут в этом помочь». Другой постулат Теравады гласит: «Отрекись от прошлого, будущего, настоящего... Ты за гранью всего сущего, ты везде и нигде, твое сознание вне жизни и смерти...» И подобно тому, как Морфеус сказал Нео: «Знать путь и пройти его — не одно и то же», Будда говорил своим последователям: «Каждый из вас должен сам пройти этот путь, мы лишь учителя». Нео стал тем, кем он стал именно благодаря тому, что следовал своей дорогой и велению сердца, а не чьей-то указке. Обратите внимание, на протяжени фильма никто не говорил ему, что конкретно он должен был делать и как он должен был поступать. Вся история его становления как Избранного — это череда развилок, перед которыми он постоянно делал Выбор. «Пора освободить твой разум, Нео. Но помни, я могу лишь указать дверь. Войти ты должен сам» — озвучивает эту мысль Морфеус.

Кстати, сцена где Морфеус и Нео дерутся между собой в тренировочной комнате присутствует в «Матрице» не только потому, что братья Вачовски очень хотели, чтобы в их фильме было кунг-фу (хотя и поэтому тоже). В движении Нео постигает иллюзорную сущность Матрицы, учится обходить её законы, чтобы тем самым перейти на новый уровень своего развития. Подобный подход исповедует Йогочара. В отличие от западных идеалистов вроде Канта и Гегеля, которые пытались постичь абсолютное моральное чувство и «Абсолютный Разум» исключительно посредством рационального анализа, буддисты привнесли в это дело аэробику. В рамках Йогачары были разработаны различные медитативные практики, предназначенные, в некотором смысле, для того чтобы разрушить условный способ видеть мир и помочь практиканту пробудиться. В теории практикующий йогу должен прийти к пониманию иллюзорности себя, окружающего мира и научиться пребывать в чистом сознании, получая от этого невыразимое блаженство. Но Нео, на пару с Морфеусом, занимающиеся йогой — это неинтересно, а вот разбой с мордобоем — это по-нашему, по-пацански!

И ещё раз о надмозгах.

В комментариях под одной из статей про сабж мне пришлось видеть такое мнение: «Судя по «Матрице» и «V значит Вендетта» братья Вачовски либо гении либо психи... Уж слишком зациклены они на мелочах, это не то что минус, но с первого раза понять всю глубину задумки невозможно». Насчёт мелочей — в самую точку! Взять хотя бы сцену на квартире тогда ещё мистера Андерсона, когда некто Чои пригласил его на вечеринку. Уже туда режиссёры умудрились запихнуть россыпь намёков и подсказок о том, о чём собственно будет фильм. И знаменитое «Тук-тук, Нео», и Белого Кролика (аллюзия на «Алису в стране Чудес» Л. Кэррола), и книгу Бодрийяра... Но всвязи с рассматриваемой темой более интересна следующая фраза:

Чои: Ты меня спас. Ты мой личный Иисус Христос <...> Не учи учёного. Друзей не сдают.

...за которую опять-таки надо сердечно поблагодарить переводчиков-надмозгов. Поскольку правильный перевод данной фразы звучит так:

Чои: Ты меня спас. Ты мой личный Иисус Христос <...> Этого никогда не было. Ты — не существуешь.





967
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 ноября 2009 г. 18:20
Несмотря на все религиозные аллюзии, мне представляется, что Матрица — это скорее «New age» увязывающий между собой много разных несовместимых религий.
А братья Вачовски молодцы. Им бы еще крупицу антиголливудщины, а то все перелопачивают на манер американской мечты, ту же Вендетту.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 01:21

цитата

Несмотря на все религиозные аллюзии, мне представляется, что Матрица — это скорее «New age» увязывающий между собой много разных несовместимых религий.

Есть такая интерпретация. Но, к счастью, поклонники Матрицы ещё не дошли до такого маразма, как основание собственного религиозного движения. На манер джедаизма, придуманного фанатами «Звёздных Войн».
Хотя я хотел бы посмотреть, как бы это могло выглядеть. :-)))
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 11:34
движение New Age, объединяющее большинство религий в некую агрегированную, существовало до Матрицы и продолжает существовать по сей день :)


Ссылка на сообщение30 ноября 2009 г. 21:21
Да, в Матрице аллюзий и всяческих отсылок хватает, но к сожалению, хватило братьев лишь на первую часть, далее слабее и закончили вообще на минорной ноте, сделав боевичок в духе голливуда. Во второй скатились к смысловому внедрению компьютерной архитектуры (все их разговоры напоминают обсуждение *nix системы open-source типа, которую вдруг захватил злой архитектор и запретил править; тут и агент Смит превратился в вирус), к философским мыслям первой части ничего особенно нового не добавилось. Третья в философско-интеллектуальном плане вообще, по-моему уныла, только и остается, что графику обсуждать и «экшен». Но вся трилогия мне нравится, не смотря ни на что. Чего не могу сказать о Вендетте.
Сколько все про неё говорили, но на деле оказалась таким убожеством... «ширпотребной философией» я такие вещи условно называю. Людям, любящим под фильмец поживать попкорнчику, якобы на что-то раскрывают глаза, а они в итоге под диким впечатлением... ага, люди, пора бы расширять кругозор, а не таким... кином (в лице «V for Vendetta») восторгаться 8-) Кстати, думаю этот фильм уместно сравнить в некоторых местах с отличным фильмом «Франклин», у которого нет такого колличества пафоса и тупости.
А вот ведь интересно — «Темный город» и десятой части той популярности не получил, что получила Матрица, однако к слабым фильмам его не отнести и снят он был раньше и Матрица его декорации активно использовала и даже в чем-то стиль съемки.
ЗЫ: За статью спасибо — интересно ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 01:35

цитата

Во второй скатились к смысловому внедрению компьютерной архитектуры, к философским мыслям первой части ничего особенно нового не добавилось. Третья в философско-интеллектуальном плане вообще, по-моему уныла, только и остается, что графику обсуждать и «экшен».

Ээээ, не скажите! :-) Вторая часть очень грамотно вывернула наизнанку смысловую нагрузку первой части. Показав неоднозначность происходящего. Только в «Матрице» идейные якоря торчат буквально отовсюду, а в «Перезагрузке» — лишь из диалогов и некоторых сцен. Беда «Перезагрузки» ещё и в том, что у нас её очень сильно изуродовали переводчики, в результате чего к смыслу сказанного персонажами без ста грамм подобраться весьма сложно.
Но об этом — чуточку позже. ;-)

цитата

Но вся трилогия мне нравится, не смотря ни на что. Чего не могу сказать о Вендетте.

Смотрел Вендетту только один раз, оттуда запомнился только главный герой, колоритный дядька. Но, говорят, комикс, по которому фильм снимался весьма даже неглуп. Просто экранизация подкачала.

цитата

А вот ведь интересно — «Темный город» и десятой части той популярности не получил, что получила Матрица, однако к слабым фильмам его не отнести

Это потому что в «Тёмном городе» нет буллет-тайма и кунг-фу. 8-)
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 10:34

цитата Минск

Вторая часть очень грамотно вывернула наизнанку смысловую нагрузку первой части. Показав неоднозначность происходящего.

Ага, неоднозначность в стиле Дэна Брауна :-D Жду разбора полетов ;-)

цитата Минск

Просто экранизация подкачала.

Как и IQ большинства зрителей :-D

цитата Минск

Это потому что в «Тёмном городе» нет буллет-тайма и кунг-фу.

А еще и Киану Ривза 8-)
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 11:37
«Темный Город» — шедевр. «Матрица» много от него взяла.
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2009 г. 12:53
А никто и не спорит ;-) Наткнулся, кстати, на него в списке фильмов, в духе идей Филипа Дика...
Я вот аниме совершенно не люблю, но очень в своей время понравился «Призрак в доспехах» (первый фильм) — оттуда даже сцены в Матрице есть.


⇑ Наверх