Марина Влади нравилась мне больше Высоцкого.
Актированные дни, за окном минус 45. В школу не надо. Я оставался дома и включал проигрыватель. Огромные деревянные колонки. Кажется, это был Вега-122с. А может, Вега-006, не помню. В такие холода стоит звонкая тишина, словно время застыло и только потрескивает, как деревянные рамы. На кухне тихо стучали ходики. Я наливал кружку теплого чая с сахаром (горячее я разводил кипяченой водой) и выбирал пластинку.
Мои суперхиты «Песня волчицы» из «Красной шапочки» (в фильме этой песни нет, и это большое упущение), первая пластинка «Али-Баба и сорок разбойников» (особенно я любил «Старые раны», с хриплым голосом Джигарханяна), вторая нравилась мне намного меньше. Умник Али-Баба вдруг превращался в простака, не видящего дальше своего носа, а всех спасала Фатима, жена старшего брата. Мне почему-то казалось пугающей картина -- светит луна, двор, обнесенный глиняной стеной, огромные кувшины с сидящими внутри разбойниками. А толстая Фатима бесшумно ходит по двору и деловито заливает в каждый кувшин кипящее масло. И разбойники умирают. Один за другим, не успев даже осознать, что происходит. Почему-то от такого «пути добра» у меня сводило затылок. Мне казалось, что когда наступало утро, воздух светлел, Али-Баба с женой стояли и смотрели на Фатиму, спасшую их, но в их побледневших лицах не было счастья. А был только озноб. А Фатима улыбалась, не замечая. Нет, я не любил вторую пластинку.
Еще у нас была рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», но на меня она всегда производила жутковатое впечатление. Я почти физически ощущал, как слепну сам -- вместе с героем пластинки. Из зеленой «Юноны и Авось» я слушал только «Ты меня на рассвете разбудишь». Дальше мне все казалось каким-то странным безумием, искаженным и пугающим, словно золотой лик Казанской Богородицы...
А еще Марина Влади и Владимир Высоцкий. Высоцкого у нас еще было две пластинки, нет, даже четыре -- все, где Высоцкий в кепке. «Сентиментальный боксер» и «Спасите наши души» точно.
Но я слушал в основном пластинку Влади-Высоцкий. И первую сторону, где женский голос -- намного чаще, чем вторую, где рык, хрип и рвутся жилы. Мне нравился этот странный акцент Марины, словно русские слова — это хрупкие хрустальные бокалы, и нужно обращаться с ними очень осторожно, чтобы не разбить. И все равно они немножко позвякивают, когда их ставишь, а потом ходишь вокруг стола, расставляя салаты и готовясь к празднику.
«Песня о двух красивых автомобилях», «Марьюшка» -- мои хиты.
Особенно первая.
«Об асфальт сжигая шины...»
...две красивые машины...
Словно связанные тросом...
А где тонко, там и рвется.
Они знают, игра стоит свеч.
Прекрасная песня. Какая грубоватая, но в тоже время точная метафора (нет, тогда я не знал такого слова). Я ставил песню снова и снова, и слушал, слушал. Как заведенный.
Пластинка крутилась и всхрипывала, а две красивые машины все мчались и мчались из «кошмара городов, рвутся за город машины». И каждый раз я замирал в предчувствии и -- в надежде. Голос Марины выводил: «светло-серый лимузин позабыл нажать на тормоз!». Когда она допевала, я переставлял иглу назад и слушал песню снова. И затем еще.
Возможно, я надеялся, что в этот раз «светло-серый» не промедлит и успеет нажать на тормоз. И все будет хорошо.
Песня заканчивалась. Наслушавшись про автомобили, я переключал на дорожку «Марьюшка» -- я быстро наловчился попадать иглой туда, куда нужно. Я прикрывал глаза и начинался фильм. «Отчего не бросилась, Марьюшка, в воду ты... Что же не замолкла-то навсегда ты... Как забрали милого в рекруты, в рекруты... Как ушел твой суженый во солдаты...» — пела Марина. А я видел, как девушка идет к воде. Осока в воде колыхалась медленно, как в речке Сылве, коричневые потоки воды превращали простое движение травы в фильм Тарковского (нет, тогда я еще не был фанатом). А когда голос Марины выводил «длинну косу девичью... сберегу для милого... с проседью...» у меня по спине пробегал озноб, затылок сводило. Больше всего я любил эти моменты. Мгновение катарсиса, высшая точка сопереживания (нет, тогда я не знал таких слов). Возможно, именно тогда, вот этими повторами я нарабатывал свою зависимость от катарсиса -- и до сих пор в каждом своем рассказе ищу именно его, это чувство.
Мучительно и сладко, и голова на мгновение словно отрывается от тела. Кайф. Мне было девять или десять лет.
Хорошие у Высоцкого песни, думал я, перебирая пластинки. Только лучше бы он кому другому давал их петь, а сам только писал. Ну невозможно же слушать его рык! То ли дело нежная и хрустальная Марина... Эх.
А вот юмористические песни у него получаются, думал я дальше. Особенно про капитана Кука и «Дорогая передача...», но их редко крутили в «Утренней почте». Только это ведь скорее не песни, а стихи?
В общем, я был довольно обстоятельный музыкальный критик десяти лет.
Я выключал проигрыватель, снимал пластинку и аккуратно убирал в бумажный конверт. Ставил его в ящик с другими пластинками. И шел на кухню пить чай с бутербродами и книжкой «Одиссея капитана Блада». Это всегда самое лучшее, когда за окном минус 45. Сладкий чай и карибская жара никогда не подводят.
До момента, когда я всерьез заболел Высоцким, оставалось еще долго.