4. В рубрике «Из польской фантастики» размещены три текста, которые редактор отнес к категории «Hyde Park/Гайд-парк» -- то есть тексты острые, провоцирующие полемику, в которых важна не столько литературная, сколько вот эта вот публицистическая составляющая.
В рассказе «Scriptoris» (что можно перевести с латыни как «Писари») Анджей Пилипюк/Andrzej Pilipiuk, обращаясь к временам испанской инквизиции, предполагает, что инквизиторы, преследуя мусульман и иеговистов, подвергая их пыткам и посылая на костер, свято верили в то, что они вовсе не наказывают грешников, но из милосердия и любви к ближнему оказывают им величайшую услугу, очищая их смертными муками и огнем перед встречей с Всевышним (стр. 40-48). Иллюстрации ЯКУБА ЩЕНСНОГО/Jakub Szczęsny.
Позже рассказ нигде не перепечатывался. И это вторая наша встреча с писателем на страницах журнала (первую см. “NF” № 7/1997). На русский язык рассказ не переводился. На его скудную карточку можно глянуть здесь А почитать об авторе (с искаженной фамилией) можно тут
Следующие два текста: «Spotkanie z Dagną/Свидание с Дагной» (стр. 49-52) и «Listopad/Ноябрь» (стр. 52-56) подписаны псевдонимом Барним Регалица/Barnim Regalica. Иллюстрации РОМАНА ПИСКУЛЯКА/Roman Piskulak.
В этих рассказах выражается резко отрицательное отношение к Европейскому Союзу, высказывается обвинение его в «демолиберальном тоталитаризме». Это «параноидальный прогноз, скрежещущий словно нож по стеклу. Разумеется, в нем отражаются наши опасения и комплексы. Нынешняя Польша стоит не только перед перспективой выпрямленных бананов и кубических помидоров, которые могут навязать нам брюссельские чиновники, но лицом к лицу с циничным миром, который отрекается от вчерашних грехов, усердно приписывая их тем, кто слабее. Ведь наравне с сурово порицаемым антисемитизмом (в котором вовсе даже не поляки выступали в первых рядах) существует сейчас антиполонизм, во имя которого формулируются абсурдные претензии и требования. Короче говоря, с точки зрения как политической, так и духовной ситуация напряженная, и фантастика реагирует на нее свойственным ей образом. Человек, который долгое время не спит, в конце концов сходит с ума; человек, который не планирует, не пытается предвидеть, что ждет его в будущем, попросту идиот. Эти провокационные рассказы – литературное кривое зеркало, в котором отражается кошмарный вариант нашего будущего. Как и в случае катастрофической фантастики, автор предрекает то, перед чем предостерегает, и описывает те события, свершения которых не желает» (Мацей Паровский).
Публикация вызвала немалый шум в польском культурном обществе. «Искусный манипулятор, скрывающийся под псевдонимом Barnim Regalica, попросту хотел провести провокационный эксперимент, -- писал в газете “Gazeta Wyborcza” Войцех Орлиньский. – Он предложил нормальному высокотиражному журналу напечатать текст с явно нацистским значением, замаскированным аллюзией, очевидной для каждого, следящего за событиями современной истории. Провокация, как известно, удалась – журнал принял текст к печати, что, по-моему, является ужасающим свидетельством того, что творится с нашей культурной жизнью».
«Рассказы Регалицы – не бог весть какая великая литература, но это коварная проза, плод живого социологического воображения. <…> После нападок на меня газеты “Gazeta Wyborcza” я не утратил ни одного из друзей; напротив, в “Nowa Fantastyka” обратились с просьбой об интервью несколько журналистов. “Не угрожает ли вам чего-либо?”, “Нужна ли вам помощь?” – такими были первые вопросы. И тогда я понял, сколь большой культурный грех я совершил бы, если бы отказал Регалице в публикации его рассказов» (Мацей Паровский, 1999 год).
Несколько позже эти рассказы вошли в состав авторского сборника писателя “Bunt/Бунт” (1999). На кургузоватые карточки рассказов можно глянуть здесь и здесь
Отметим для себя, что мы и позже (2002, 2008) встретимся с писателем на страницах нашего журнала. Его биобиблиографии на сайте ФАНТЛАБ нет.