СССР, 1977, 88 мин.
Реж. Анатолий Эфрос
В ролях Любовь Добржанская, Олег Даль, Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева, Александр Ожигин, Михаил Жигалов, Валерий Плотников, Виктор Карлов, Гражина Байкштите, Марина Короткова, Ирина Короткова
Психологическая драма
Оценка 7.2 (112) Моя оценка 7 (хорошо)
Это один день из жизни столичного врача Сергея, отправившегося в глушь — в заповедник, куда можно добраться лишь на лодке. Навестить мать. Что из этого получилось покажут в фильме.
В общем, кажется ничего необычного, да и примечательного. Но не в этом случае.
Поначалу я подумал, что это странный фильм о месте, из которого ушло счастье. Но потом понял (мне подсказали намеками), что это фильм о человеке, изгнавшем это самое счастье. Сжегшим себя и все хорошее, к чему мог дотянуться (этим Сергей и схож с героем Даля из «Отпуска в сентябре»).
Герой не негодяй, но он осознанно противопоставляет себя всему, что есть хорошего вокруг — своей матери, людям, обитающим в этом заповедном месте. Зачем? Не знаю. Мне непонятная линия его отчима. Герой Смоктуновского сделал ему что-то? Тогда, почему так искренне обрадовался приезду пасынка.
Актерский состав. Картину поставил великий театральный режиссер Анатолий Эфрос.
В фильме снялись Любовь Добржанская (мама героя из «Иронии судьбы, или С легким паром») (здесь она тоже произносит фразу «Бедный, бедный мой сын»), Олег Даль (здесь он несомненно на своем месте, попадание в образ) (на эту роль претендовали Олег Янковский и Сергей Шакуров, но думаю именно Даль то, что нужно в данном случае), великий из великих Иннокентий Смоктуновский, Вера Глаголева (молодая и красивая, глаза ее героини напоминают глаза убитой героем прирученной косули), Михаил Жигалов («Похищение «Савойи»», «Приступить к ликвидации», «Оленья Охота»), Гражина Байкштите («Миллионы Ферфакса», «День гнева», «Сказка о Звездном мальчике»), известный фотограф Валерий Плотников.
Почему смотреть стоит (плюсы). Великолепный актерский состав.
Фильм какой-то не советский. Не сказать, чтобы упаднический или диссидентский, но показывающий червоточину в душе советского человека. Не фарцовщика, не преступника из тех, «где-то у нас порой», а вполне преуспевающего, но и потерянного человека, на пути к успеху упустившего что-то очень важное.
Гениальная роль Даля.
Странная музыка Дмитрия Шостаковича.
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм не был выпущен в широкий прокат. Его не поставили на полку, но пустили в ограниченный прокат. Не всем понравилось то, что сумели отловть в потемках чужих душ Анатолий Эфрос и Андрей Битов (автор сценария).
Фильм оставляет тягостное послевкусие — ведь герой, сжигающий все живое, приближается и к зрителю.
Мне лично ближе «романтический Даль» — «Старая, старая сказка», «Приключения коронованной особы», «Земля Санникова».
Итог. Возможность посмотреть советский арт-хаус от великого театрального режиссера.