Социальная драма с геймерским финалом...
Попади этот фильм в советский прокат — критика бы написала, что в проклятущем Голливуде есть еще здоровые силы, которые пытаются поднимать острые вопросы, вскрывать гнойники капиталистического общества и дальше по накатанной...
Итак, Детройт.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В одном из таких домиков живет семья — сынок лет десяти (негр) и его отец (белый). Отец вкалывает сурово — зарабатывает мало. Сын тайком от отца собирает металлолом. И на одной из фабрик находит вроде как трупы, только в странных шлемах и какую-то хреновину, очень похожую на упакованный пистолет-винтовку-пулемет.
И так уж вышло, что ствол он забирает себе.
Тут из тюряги выходит старший его брат (белый). Отец ему начинает с первых минут вправлять мозги — дескать, быстро устраивайся на работу, а то затянет. Но брат попал в известную воронку, когда уходит человек на зону, возвращается, а ему говорят, что тюрьма долги не косит, и 60 тыс. у.е. — надо вернуть. То есть местные бандиты — вполне себе готовы убить. Если братец денег не вернёт или не станет на них работать. А старший братец — человек не самый храбрый. Вроде и не трус, и семью любит, но тут решительные действия нужны, в стиле Брюса Уиллиса. А он хочет между капельками проскочить, время тянет, да и не рассчитывает бандитов перестрелять...
Говорит о долге отцу, тот в ярости.
Кроме того, отец находит ящик с металлолом — и говорит, что младший сам обзвонит владельцев всех заброшенных цехов, и каждому вернет моток медного провода. Прямо сейчас сядут на машину и вернут металл. Следует сцена объяснения (намеки на второй брак), но отец тормозит машину, берет фомку и выходит — как раз в тому домику, где старший брат объяснялся с бандюками.
Младший остается в машине, с плеером в ушах.
В домике бандиты над работягой просто издеваются — очень хорошо читается бессилие одинокого честного человека перед самой ничтожной бандой. В итоге отца просто убивают. Старший сынок хватается за пистолет, удачно стреляет, прихватывает сумку с деньгами и бежит.
Младший брат, машина, на пять минут заскочить в дом, сказать мелкому, что придется уехать на неделю, пока отец не отремонтирует всё, как было, и бежать, бежать...
А дальше начинается самое горькое: старший брат не знает, что делать. У него в руках какая-то сумма, есть самый дорогой для него человек. Что дальше? Можно где-то по классической схеме где-то устроиться и попробовать начать жить, как жил отец. Но он так не хочет или пока не хочет. Идти в бандиты, мстить — нет, не хочется, да и не кровожадный он. А как быть? Жизненный тупик. Ответ простой и неправильный — тупо развлекаться, пытаясь сделать младшему что-то приятное. Когда закончатся деньги на развлечения — катиться по старой дорожке. В итоге — младший видит по ТВ сюжет, где в убийстве отца обвиняют именно брата, кричит. Ссора в казино, арест.
/за время развлечений — младший понял, как обращаться с инопланетной пушкой, а по следам этой пушки идут двое не-пойми-каких-сыщика/
Большая часть банды и уцелевший главарь — едут «закрывать счета». Без особой суеты берут полицейский участок штурмом. И вот уже старший брат готовится умереть, а главарь требует привести еще и младшего, чтобы все сразу...
Но тут начинается — младшенький дотянулся до вундевафли, полиция штурмует участок снаружи, а двое «не своих» проходят полицейский кордон насквозь. После чего тормозят время и сообщают младшему, что тот тоже из параллельного измерения, и с ними может уйти, а если хочет — пусть пока здесь остается. Чуть позже уйдет.
Открывают портал и сами уходят...
Какое-то время пытался понять — где я это уже видел? И точно — это «Лабиринт Фавна», который аккуратно перенесли на современную американскую почву. Вместо догорающей гражданской войны — разрушенный кризисом Детройт. Нечто магическое-внеземное присутствует на втором плане повествования, при том, что над героем висит обреченность, и в трагическом финале волшебство играет свою роль «бога из машины». Только тут счастливый конец и политкорректность. Известная фраза из анекдота «прилетят инопланетяне и всех спасут» — воплощается на 146%
Что хорошего:
— игровой стиль, но при этом очень информативный характер спецэффектов — начиная от светящегося прицела и завершая реконструкцией сцен, которую устраивали «следователи». Серьезная несерьезность — получилась. Дизайн «вундервафли» тоже хорош;
— роли в рамках социальной драмы — удались. В такого отца и обоих сыновей — очень легко верится. Часть бандитов — тоже весьма убедительные;
— собственно штурм полицейского участка. В американском кино это один из устойчивых сюжетов, который по-своему ставит каждый режиссер. Тут — хорошо именно своей деловитостью. Несколько человек, решительность, оружие, инструмент, фактор внезапности — и всё;
— в перестрелке «вундервафля против автоматов» очень хорошо показано «тактическое равновесие»: да, у тебя в руках суперпушка, но ты сам уязвим, в тебя палят из автоматов и приходиться прятаться за стенку (пока не додумаешься стрелять сквозь стенки)...
Что плохого:
— иногда создатели откровенно перебирают с эмоциями. Когда в сюжете по ТВ о покойном отце говорят «был известен как трудолюбивый человек», — это слишком уж явная слезодавилка;
— мне одному показалось, что фильм делается как пилотная серия какого-то проекта, или настолько маскируется под эту серию, что уже и не отличишь?
Итого: контрабанда и ловкость рук. Зрителю обещают пиф-паф лазерочками, а протаскивают в его сознание социальную драму, впрочем, не самую плохую. Если фильм интересен как нечто цельное — то 6-7. Отдельные эпизоды — 8-9