Поэма известного английского писателя Луиса Керролла «Охота на Снарка» является милой детской сказкой, в забавной причудливой форме расказывающей о привратностях любого дела. На протяжении почти полутора веков с момента своего написания трактовка этого произведения проделала длительный путь от «детской нонсенс-сказки» до «сюрреалистической поэмы об экзистенциальной агонии». Что вызывает не меньше улыбок, чем сама поэма. Самое удивительное, что большая часть этих псевдофилософских разборов по объему в разы превосходит поэму, занимающую от силы 15 страничек. Я постараюсь не впасть в подобное и буду краток.
Итак, поэма «Охота на Снарка» это веселая (не)детская и весьма тонкая сатира на работу и работающих. В поэме перед нами предстают следующие главные герои:
— охотники за Снарком, т.е. коллектив предприятия. Гениальный автор точно, от названий до описаний манеры поведения, передал основные типажи работающих, притом сделал это не на манер механистического перечисления каких-то форм поведения, как это принято в современных руководствах для начальников, а путем аналогии по основным атрибутам, что позволяет с легкостью узнать в описываемых персонажах своих коллег и, О, ужас!, себя (я, например, явный Мясник, у меня на работе даже Бобер свой есть);
— охота за Снарком, т.е. рабочий процесс, который, в свою очередь, делится на 2 составляющих — корабельное путешествие, т.е. манеру выполнения работы, и собственно охоту, т.е. способ достижения Снарка. И снова гениальнось Л.Керролла позволяет ему точно показать, что выполняемая работа для работающих — ерунда, условность. В то время, как помысел Старка на рабочем месте — дело крайне серьезное и должно выполняться строго по правилам с помощью лести, угрозы материальному благополучию, ласки и прочих радостей т.н. «неформальной» рабочей обстановки;
— Снарк и Буджум. Снарк (которого многие типа критики почему-то считают олицетворением Счастья), имеет 5 легко узнаваемых признаков — сытость, празность, комфорт, гнев и гордость (в тексте напрямую указаны только празность и гордость, но остальные так же не вызывают сомнений), которые преподносятся, как стремления охотников. И у любого из нас, взявшего на себя некий труд, имеются ровно те же мотивы, так как фантики зарплаты — это средство, а не цель. Буджум это и есть Снарк. Я вижу 2 возможных трактовки. Во-первых, человек достигший сытости, празности, комфорта и гневающийся в своей гордости на окружающих, т.е. обладатель Снарка, автоматически перестает быть охотником за Снарком, и следовательно лишается своей главной жизненной цели, обретая ту самую пустоту Буджум, о которой мне, например, расказывали на защите кандидатской старые профессора «- Вот завтра ты проснешся кандидатом наук, и у тебя на душе будет пусто, а когда ты решишся и защитишь докторскую, тебе уже не зачем будет вставать на следующий день.» В предлагаемой же Л.Керроллом концепции исчезновения, мне видится вторая трактовка.
Обладание Снарком не совместимо с состоянием охоты, т.е. работы, и сытно есть, долго спать, возноситься в гордыне возможно только вне рабочих условий. И, следовательно, достижение Снарка предполагает прекращение работы, которое и будет Буджумом. В этой трактовке Буджум есть процесс обретения Снарка, например, отпуск, выход на пенсию и т.д.
Есть у меня, правда, еще одна трактовка, но она столь черна, что и выкладывать ее нет смысла.
Если сравнивать «Охоту на Снарка» с другими литературными произведениями, то ближе всего, как мне кажется, сатирическая книга комиксов про работу «Принцип Дилберта», в которой звучат все те же мотивы и даже сверт того, но не будучи единым произведением комиксы не имеют связаного сюжета и обретение Снарка/Буджума у ГГ происходит в середине книги в комиксе про надомную работу.
Записался. Обобщу. Книга меня впечатлила сразу и надолго, став одной из любимых книг про работу и работающих.
П.С. Как, скажите мне, как он мог это написать? Он же никогда у меня на кафедре не был!
П.П.С. Когда я решусь уволиться, я подарю эту книгу своему начальнику, предварительно прочитав пару строф о Bellman'е.