Я попытаюсь изложить свои впечатления от поездки в Сочи, на Гран-при России Формулы-1.
День нулевой (26 сентября, среда)
Приехали мы в Адлер ещё во вторник, но тот день был установочный — разместились в гостинице, побродили по окрестностям, сходили на море, искупались, я умудрился пройтись пешочком от гостиницы до автодрома, точнее, до Сочи-парка (всего минут сорок в одну сторону) — но, по глупости своей, не стал выяснять, что да где, решив, что всё успеем завтра.
А завтра начались минусы! Вообще-то, зная, что посещая мероприятие, где планируется принять сто тысяч человек, невозможно обойтись без затыков, мы предполагали, но... С утра решили (и как хорошо, что задумали сделать это в среду!!!) скататься на автодром, получить бэйджи, потому что билеты брали электронные и на почту пришло сообщение, что необходимо получить этот самый бэйдж, иначе не пропустят. Подъехали со стороны Сочи-Парка, так получилось — на схеме это нижняя остановка со стрелочкой к Р7, уж не помню, что это означает. Пошли. Там вход на автодром, один из трёх (а в прошлом году, говорят, всего один был), через который уже никого не пускают, только по аккредитации, но это я еще вчера видел. Мы уже знали, что идти надо в билетный центр, который на схеме голубенькая 24. Ну, и предположили, что пройдем вдоль забора фан-зоны, вдоль главного входа и доберёмся до билетиков. Фиг! От автомузея (голубенькая 14) всё перекрыто. И мы были не одни такие умные, множество народу заходило за угол, упирались в заборы и, весело матерясь, шли обратно. И это на схеме всё рядышком, а на деле от главной трибуны до нашей Т2 — почти два километра! А теперь прикиньте, сколько нам пришлось протопать по этому красному и черному пунктиру — только так, другой дороги нет! — думаю, километра четыре.
Добравшись до «Единого Билетного Центра», узрели развесёлую картину — человек двести стоит в одну-единственную дверку где-то там вдали. Каждый вновь подошедший изумлённо вопрошал: «Это за бэйджами?!» А мы радостно подтверждали. Довольно быстро выяснилось, что очередь одна и для тех, кто покупать билеты пришел и для тех, кто хочет получить искомые «кармашки», как их называли волонтёры.
День первый (27 сентября, четверг)
Для фаната — самый главный день Гран-при! Прогулка по пит-лейну, автограф-сессии, получение первой порции впечатлений, ну, и для нас — знакомство с устройством всего этого праздника. В этом году организаторы устроили две экскурсии по пит-лейну — с одиннадцати до часу и с четырёх до шести, за что им огромное спасибо! Иначе мы просто туда не попали бы. Читал и слышал массу негатива — «мы пришли, встали в очередь, в первую серию не попали, достояли до четырёх и там тоже не попали» — блин, вы же знаете, куда идёте!
Итак, час, до одиннадцати, просто стояли на одном месте. Не совсем — я совершил несколько небольших рекогносцировок, покружив вокруг, дойдя до Т1, до главного входа, позаглядывав во все попадающиеся палатки. Выяснил, что продукции с символикой команд нет, только майки, кепки и т.п. с надписями «Сочи-автодром». Расстроился, потому что уже намерен был прикупить кепочку с какой-нибудь (какая больше приглянется) командой. Это потом выяснилось, что эти палатки просто в четверг не работали, но зато помогло мне сэкономить три тысячи. Итак, к одиннадцати началась движуха. Все сбежались на свои места, и уже далеко не отходили. Две параллельные очереди (к одиннадцати хвост был уже до Т1!) утыкались в загон из заборчиков. Туда периодически запускали сколько утрамбуется, человек по сто пятьдесят-двести. Где-то в 11.45 и мы попали внутрь, в самом начале — предыдущая порция закончилась почти перед носом. Постояли ещё минут десять — и открыли внутренний забор! Со слов старожилов мы уже знали, что за трибуной будет ещё один накопитель, поэтому не особо торопились. Прошли, значит, вдоль торца главной трибуны и уткнулись в настоящий забор вдоль трассы. Уже вот она — решетка, которую видим по телевизору, вот напротив подиум, уже видны капитанские мостики, всё здание паддока и последний поворот перед финишной прямой. И последние задержавшиеся с предыдущей порции посетителей ещё бродят по асфальту. Наконец пустили и нас! Конечно, это сложно передать словами — что такое для истинного болельщика своими глазами увидеть и походить по трассе, где всего через пару дней будет кипеть борьба за чемпионский титул (тогда, в Сочи, она ещё кипела, и многие верили в победу Феттеля), потрогать асфальт (а он и в самом деле не такой, как на обычных дорогах — очень шершавый и весь в мелких дырочках), пощупать поребрики поворота, на которых, бывает, ломают подвеску особенно горячие пилоты.
А дальше нас ждали боксы! Пройдя по дорожке на пит-лейн, по которой уже завтра болиды будут залетать за свежей резиной, мимо гаража с пейс-каром и медицинским мерседесом, под подиумом, на котором вертелись и фоткались какие-то випы, мы попали в настоящее царство Формулы-1. Вот они — боксы с пока ещё недособранными машинками, вот стопки носовых обтекателей с номерами своих владельцев, вот те самые люди, которые меняют все четыре
И оказалось, что выдохлись! Эмоциональный удар после трёхчасового стояния на солнышке оказался слишком сильным. Просто без сил уселись на одну из, слава богу, многочисленных скамеечек и принялись вяло ругаться, чего нам не хочется больше. Сошлись на том, что надо отдохнуть, покушать, а там видно будет. «Едален» на такую территорию, кстати, удручающе мало. С напитками, в том числе пенными, попроще: палаточек с разливушкой (квас удивительно хорош и дешев в сравнении со всем остальным) и новомодных автоматов много. Выстояв минут двадцать в очередь и умудрившись занять столик (история повторялась и во все следующие дни, только время стояния за «жрулькой» увеличивалось, а столик свободный найти становилось всё сложнее), пообедали. Организаторы нашли, пожалуй, единственно верное решение с питанием — коробочка с лавашем, на который навалена картошка, маринованная капуста и мяснушка. Три варианта — вегетарианский, сосиски и шашлык, 300, 350 и 400 рублей соответственно. Относительно быстро, относительно вкусно, довольно питательно и безопасно в плане отравления, что, пожалуй, главнее всего.
Закончив, постановили разделиться: супруга захотела остаться здесь, в главной фан-зоне, а я всё таки рванул в сторону автограф-сессии, на медальную площадь. На нашу трибуну подняться уже не рассчитывал — в четверг вход на все трибуны был закрыт (почему — я так и не понял, в прошлом году, говорят, пускали). И вот первый проход по разноцветному мосту от главной трибуны к другой половине фан-зоны. Перед Т2 ничего особенного — огромная площадь, несколько ларёчков, детская площадка. У «Фишта» ещё один вход — самый для нас удобный. А при выходе на медальную площадь вас мгновенно глушит — слева дрифтовый стадиончик, где музыка орёт громче визжащих по асфальту покрышек, справа детская игровая площадка, где постоянно идут какие-то конкурсы и ведущий едва перекрикивает свою же музыку, ну, а прямо — сцена, где и проходят автограф-сессии и там, пока никого нет, тоже что-то орёт. Плюс несколько «едален» по периметру, вносящих свой не всегда скромный вклад в общую какофонию. Громко, но весело. И народ тут попроще — с Т3, Т4 (вообще нелепая трибуна) и зоны свободного размещения. Всех немногих откровенно пьяных товарищей я видел только здесь (а нет — в субботу у главной трибуны трое финнов, поддерживая друг друга, как в «Ночи на Земле» Джармуша, участвовали во флеш-мобе за Сироткина — но финны и вообще скандинавы отдельная публика). Вообще, с пьяными ситуация странная — пиво льётся рекой, почти все ходят и сидят с пластиковыми стаканами с жёлтой пенистой жидкостью, а пьяных нет. Любое мероприятие с таким количеством народа — обязательно увидишь кого-то в полном неадеквате, а на Формуле всё чинно-благородно. Не знаю, может, пиво какое-то не такое — я вообще не пью и потому не пробовал. Да и цена — 200 рублей за стакан, особо не пошикуешь.
Короче, дотопал я до сцены, где в четыре будет автограф-сессия. Народу очень много, просто стоят, ничего не происходит. Потоптался рядом, пошел дальше по кругу. Выставка раритетов американского автопрома, неработающий музыкальный фонтан, дрифтующие вазовские «пятёрки» и «четвёрки». Вдруг со сцены донёсся ещё чей-то голос. На экранах появилась картинка. Началось! Пошел туда. И вот тут-то «оплошала я»! Проходы в заборчиках отмечены табличками — мерседес, феррари и все-все-все. Везде народу до... много, в общем. А с краю подписано «Хаас» и стоит буквально человек сорок, там, у самой сцены. Я сначала подумал, что табличка неверная — хаасы дальше, а тут просто стоят, потом мелькнуло что-то вроде: «А нафиг мне автограф Грожана?» и я (идиот!) прошел дальше, встал в тенёк, в очередь к Алонсо (а что, кто-то к Вандорну стоял? Или в целом к МакЛарену?). Потом узнал — та очередь была действительно к Хаасам, и люди, подошедшие даже позже меня, прошли и взяли автографы Ромки и Кевина. Проворонила я своё счастье! Не понял намёка с явлением Магнуссена. Загадка, почему так вышло, почему даже в ТороРоссо и ФорсИндию (и это ведь сразу после Сингапура! — многие думали, что Перес вообще не выйдет) стояла толпа, а такую команду вдруг игнорировали.
Ну, началось! Началось всё примерно за полчаса появлением некоего «тамады». У меня и, думаю, у большинства присутствующих возник только один вопрос: «Господи, кто это?!» (и я до сих пор ленюсь залезть в интернет узнать фамилию этого чуда). Какой-то то ли местный, то ли московский «шоумень» из ресторана, откровенно кичился своим незнанием Формулы-1, вёл себя снисходительно по отношению к собравшимся, типа «вот хоть посмотрите, как профессионалы работают» и при этом был совершенно уверен, что абсолютно все его знают. Это был, конечно, огромный просчёт организаторов. Понятно, что Виталику тяжело было бы одному, но неужели не нашлось ни одного нормального человека?
Ладно — спустя пару минут, вызвав совершенно фантастическую овацию — ни Фернандо, ни Себ, ни Кими не сравнились по силе и продолжительности! — на сцену вышел настоящий ведущий автограф-сессий — первый российский пилот Формулы-1 Виталий Петров! И до появления первых нынешних гонщиков (а это как раз и были пилоты Хааса) провёл настоящую творческую встречу с болельщиками. Ему задавали вопросы «из зала», он отвечал. И про Алонсо, которого он когда-то не пропустил, и про ситуацию в чемпионате, и чем сам сейчас занимается. Фурор вызвал ответ на вопрос — что вы почувствовали в первую секунду, тогда, в Малайзии в 2011 году, когда на кочке оторвало руль — «Бл., а где руль?!» Тут же смутился, повертел головой: «Ну, у нас же не прямой эфир, простите...»
Потом пошли те, ради кого мы тут и собрались. На сцену, поделённую телами охранников надвое, за ряд столов выходили по две команды, ну, не одновременно, как получится. Виталий подходил ко всем пилотам, спрашивал заготовки из зала (объявляя, какая команда сейчас выйдет, спрашивал у фанатов, какой вопрос задать). Затем гонщики садились за столы рядом с пачками заранее выложенных фотографий и плакатиков. Вот это вообще супер — можно, конечно, дать свою принесённую фотку или вещицу, но если нет ничего — бери плакат со своим любимцем (очень качественный, надо сказать) и получай заветную роспись. Процедура пропуска посложнее, чем на пит-лейн — со сцены распорядитель на пальцах показывает, сколько человек пустить, охранники внизу сдвигают решётку и по одному пропускают разрешённое количество. Все гуськом идут на сцену, проходят вдоль столов, получают свои пару автографов — и непрерывно подгоняемые охраной, спускаются с другой стороны. В общем, шоу удалось. К Алонсо я, конечно, не попал — прошло примерно четверть тех, кто был впереди. Перес, кстати, впервые напрямую извинился перед Сироткиным за инцидент в Сингапуре именно здесь, перед русскими болельщиками! Естественно, Виталий спросил его об этом, и Серхио повёл себя очень достойно. Как говорится, я его обратно зауважал.
К сожалению, по техническим причинам нам пришлось покинуть автодром ещё до конца автограф-сессии, вместе с пилотами Феррари и Мерседеса и в тот день я нашего Сергея не увидел — а он был последним и задержался на целый час, до самой темноты, под конец уже просто спустившись со сцены к заборчику и раздавая автографы всем, кто дотянется (очевидцы потом рассказывали).
Придётся поделить этот отчёт, ну, как минимум на две части — уж больно долго это дело тянется.