59 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 59. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. Я.Гюзелев)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

59. Иллюстрированный Пушкин: Пиковая дама (худ. Я.Гюзелев)

Статья написана 18 сентября 2018 г. 07:46

Последнее в моей коллекции отдельное иллюстрированное издание «Пиковой дамы» (дальше — в сборниках). Очень большая книга (для рассматривания в живую хорошо, а фото маленькие получаются). Издана недавно.

Художник — из Болгарии. К «Пиковой даме» — это единственный опубликованный у нас цикл зарубежного художника. Сторонний взгляд на нашу классику сам по себе интересен. Ну а тут ещё и стиль у художника оригинальный (да, навевает мысли о компьютерных 3D-персонажах, но для Пушкина это в новинку).

Даю собственное библиографическое описание издания по образцу каталога-справочника.

Пиковая дама. — М.: Росмэн, 2014. — 40 с.; 33 см.

ГЮЗЕЛЕВ Я.: цв. иллюстрированный переплёт, 17 цв. ил.: 14 страничных и на разворот, 3 заставки и концовки.

Тираж 3.000 экз.

На Фантлабе представлен как художник (https://fantlab.ru/art5610), так и его «Пиковая дама» (https://fantlab.ru/edition157096).




О концепции говорить сложно. Художник от наших глубоких и ожесточённых интерпретаций далёк. Он просто рисует — мне кажется, антураж столицы большой славянской империи его привлекает.

Иллюстрации реалистические. Тема карт раскрывается через помещение персонажей в игральные карты. Молодую графиню художник поместил в традиционную зеркальную карту, но эта карта не симметричная: вверху дама пик подмигивает, внизу — хмурится. Сумасшедший Германн — это джокер (многие художники его так представили). А третий образ — нестандартный. Старая графиня на пустых игральных картах. Наверное, это презентация (на титульном листе) своеобразной трёхмерной техники рисунка у Гюзелева.

Молодая дама пик
Молодая дама пик
Германн-джокер
Германн-джокер
Старая Пиковая дама
Старая Пиковая дама

Пушкин в иллюстрациях присутствует. Но в виде портрета на стене в доме конногвардейца (что исторически абсолютно исключено). Эффект немного комический, спасибо, что художник — болгарин, а то и портрет Сталина могли для колорита поместить (на советских открытках к бытовым праздникам сначала был на стенах квартир, школьных классов портрет Сталина, позже его на портрет Пушкина заменили). Но с портретом — единственный косяк (на детали военной униформы и громадный палаш у военного инженера внимания можно не обращать).

Пушкин со стены наблюдает
Пушкин со стены наблюдает

На этой иллюстрации, кстати, заметны некоторые черты фирменного стиля художника: необычный ракурс и выход изображения за рамки.




Пройдёмся по узловым точкам.

1) Молодая графиня в Версале (XVIII век). Первая глава

Отсутствует эта тема у болгарского художника. Его больше интересует обиход Империи, достигшей зенита и клонящейся к упадку.

2) Германн бродит по городу / караулит у дома графини. Вторая глава

3) Раздевание графини перед сном. Третья глава

Очень показательная для манеры художника сцена. Старуха безобразна, но не мистически, а чисто физиологически. Это, наверное, стиль гиперреализма какого-нибудь.

4) Германн с пистолетом. Третья глава

5) Германн и Лиза. Четвёртая глава

6) Привидение (мёртвая графиня является Германну). Пятая глава

Призрак графини намеренно лишён каких-либо атрибутов привидения. Но и юмора никакого. Гиперреализм ведь!

7) Игра Германна. Шестая (последняя) глава

Пара иллюстраций посвящена этому событию. Это интересно.

Первый раунд
Первый раунд
Последний раунд
Последний раунд

Меня удивляет, что художники не рисуют всех трёх раундов игры Германна. У Пушкина нагнетание атмосферы мастерски показано. Но очень лаконично. Может быть, множество иллюстраций к финальному аккорду нарушило бы темп? Было бы несоразмерно тексту?





419
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх