Торжество системного пламени
При неизбежных стигмах: а) вторичности, б) политкоректности, в) отставании от современности и жутком наборе противоречий, — создатели фильма все-таки старались, причем серьезно.
Они сделали самое главное, что следует делать для вещи, которую уже все читали, да и смотрели не по одному разу, на буквальное прочтение которой уже нет спроса, а на постановку нет очень больших денег, — сместили акценты в типажах.
В первую голову:
— брандмейстер получил моральное основание своих поступков и собственные муки совести. Его отец погиб во вторую гражданскую и он искренне ненавидит книги. При том каждую ночь он пишет на клочках папиросной бумаги мысли, обрывки фраз, цитаты. А утром сжигает все в пепельнице. Получился Прометей наоборот — каждое утро сам себе выклёвывает «лишние мысли». Его-то образ — самый сильный в фильме. Ему даже дали поговорить со старым журналистом. Плюс хорошая актерская работа.
— Монтэг уже сомневается. Он должен вскорости сменить брандмейстера — то есть выходит на новый уровень мышления, но «что-то идет не так». Его жену вычеркнули из фильма. С одной стороны пропали диалоги с ней, ощущение бессмысленности жизни, которые они давали. С другой — смогли максимально раскрыть тему борьбы его сомнений с поучениями брандмейстера;
— Кларисса теперь работает на два фронта. Она не столь романтична, сколь подкована в реалиях жизни нового мира. Вертится на черном рынке старых вещей, давно попала под колпак, вынуждена регулярно поставлять информацию «пожарникам». По её наводкам сжигают дома. При том сама пытается расти над собой, чему-то учиться, помогать обездоленным. Система покупки грехов за добрые дела... (брандмейстер привел Монтэга на встречу с осведомительницей, так и познакомились)
— ядерная бомбардировка США? Побойтесь аллаха — как можно? Просто пожарник слегка поехал крышей и сжег одного из своих коллег, но карающая рука правосудия (бригада, которую возглавлял именно брандмейстер) сжигает как отступника, так и стукачку-Клариссу.
Конец истории...
Сюжет фильма — это фактически завязка первого сезона, который почему-то урезали до первой серии. Монтэг с Клариссой должны были сбежать из сарая с книгами к продолжению. Возможно, первый сезон и кончался бы войной. А тут раз — и финансирование отрубили. Или передумали на этапе написания сценария. Бывает.
Что попытались сделать, но получилось умеренно:
— книги всё еще пытаются хранить на жестких дисках. Вообще какая-то техника присутствует: аудиоплееры, видеокамеры. Но в новой вариации интернета книжным файлам места нет. Страна управляется с помощью «девятки», вариации Интернета+компьютерных мозгов+чего-то вроде теократической диктатуры, а людям побогаче остались чувственные удовольствия. Посты в сети пишут боты (этот момент очень хорош). Но вот со старыми запчастями у всяческих подпольщиков — плохо получается. Одновременно упоминается какие-то биоорганические способы хранения информации, реально независимая Канада и т. п. Прогресс продолжается, мир вокруг развивается, а США застряли в 00-х. То есть кроме старых плееров и видеокамер — должны быть и новые штучки «из-за бугра». Чудеса враждебной (китайской?) техники. Увы, все это осталось в неснятых сериях;
— попытались противопоставить конкретику чувственности, которую теперь дает виртуальность — и абстракции, которые дают книги.
И тут не потянули откровенно.
Ни с политической структурой государства, ни с интригами, ни с противостоянием рацио-чувство.
Если уж вы взялись за дело — то надо делать упор на сенсуализм, как форму познания. Оттенки, послевкусия, шершавости и степени прохлады — вот чем должны жить люди. Это общество потребителей, виртуальных (победнее) и реальных (богачей) сибаритов. Покажите человека с затычками в носу, который отлично различает запахи горелой плоти, горелой бумаги, но больше всего любит шоколадный джем. Гонка за новыми экранами — отлично передают цвета. У этих сибаритов-сенсуалистов должна быть своя иерархия. И вот на фоне этого бесконечного эпикурейства-без-философии должна появляться абстракция.
Но тогда она должна быть интеллектуальной, а не романтической.
Увы — для создателей фильма — частично это уже было сделано. Аж в 1995-м году, в фильме «Гаррисон Бержерон».
Итого: попытка засчитана. Фильм о брандмейстере получился (его партия — 9 баллов). Но все остальное — работает с очень большим трудом или вообще не работает. Для полноценного представления мира, который хочется выдумать по «451 градусу» — в современных реалиях требуется серий восемь-десять. Тогда получится стать выше того уровня, что задали в кино антиутопии последних двадцати лет. Одна серия в лучшем случае на семерку тянет.