Новый фильм Дункана Джонса появился на «Нетфликсе» совсем недавно, однако его уже успели разнести в пух и прах и на Rotten Tomatoes, и на Метакритике, и везде, куда ни кинешь взгляд. Впрочем, на тех же «томатах» можно обратить внимание на то, что простые зрители настроены к фильму куда благодушнее критиков — 51% против 8%. Зато кинокритики из самых разных изданий прям-таки поют хором, употребляя такие выражения, как «катастрофа», «неудобоваримое месиво», «[фильм] так и не нашел свой голос» и т.д.
В общем, я эту «катастрофу» посмотрела, и хочу сказать по этому поводу пару слов. :)
Это история бармена Лео, который в детстве онемел после несчастного случая. Точнее, онемел он из-за того, что мать — а Лео из амишей — запретила врачам его оперировать сверх того, что было необходимо для спасения жизни. И вот спустя тридцать лет Лео работает в одном из ночных клубов футуристического Берлина и поддерживает отношения с официанткой Надирой, которая однажды загадочным образом исчезает. Лео пускается на поиски единственного близкого человека, который у него остался в целом мире, и ему приходится очень, очень нелегко…
В сети пишут, что этот фильм очень активно продвигали, но я скажу честно, что до сих пор встречала упоминания о нем где-то два-три раза. Возможно, я была невнимательна или просто так совпало. Но… есть ощущение, что низкий рейтинг фильма связан именно с активным продвижением, потому что на самом деле это кино не для всех.
Во-первых, это ни в коем разе не блокбастер. Это крайне неторопливое зрелище на два часа экранного времени, в котором, по-моему, всего одна зрелищная драка, да и та короткая. Единственная девушка быстро отходит на второй план, и мы остаемся с немым и чудаковатым протагонистом, которого играет Александр Скарсгорд — об этом чуть дальше. Кроме протагониста в фильме активно действуют ещё два героя — два американских врача, Дак (Джастин Теру) и Билл Кактус (Пол Радд), которые ведут себя как психопаты и выглядят соответственно. В общем, зритель, привыкший к боевикам Marvel, от такого точно будет плеваться.
Во-вторых, сделать главного героя немым и странным, этаким Иванушкой-дурачком — это, я вам скажу, смелый шаг. Скарсгорд, которого я видела раньше только в «Тарзане», поразил меня до глубины души. Он играет очень хорошо, очень тонко и сильно — и все же, чтобы это понять, надо смотреть на персонажа, не отвлекаясь на попкорн. Массовый зритель опять пролетает.
В-третьих, визуальная составляющая в фильме просто изумительная. Впрочем, её-то как раз никто не критикует. Даже те, кому всё остальное не понравилось, признают, что в визуальном плане фильм безупречен. Добавлю сюда ещё и музыку — она мне понравилась, а важность музыки в фильме, где главный герой все время молчит, думаю, вы можете оценить сами. И как только Джонс сумел разыскать средства на то, чтобы завернуть эту совершенно артхаусную конфету в обертку блокбастера? Загадка…
Ну и, наконец, в-четвертых, сюжет. Я оставила его напоследок, потому что рассказать о нем без спойлеров совершенно невозможно, увы. Общие фразы: это драма, это печаль и предчувствие горя в каждом кадре, это неоднозначные герои, которые вызывают то жалость, то омерзение, это почти постоянная ночь в футуристическом Берлине. Это рассказ о любви, в том числе родительской. Это нуар как он есть, причем классический — где никто никому не обязан объяснять, что происходит, и даже наоборот, все морочат друг другу голову, потому что как иначе скрыть свои темные тайны? Тут вам и герой-отщепенец, и женщина, сыгравшая в его судьбе роковую роль, и осиные гнезда, которые ему предстоит разворошить. В том виде, в каком история изложена в фильме, она кажется очень запутанной и непонятной, но к финалу все будет разложено по полочкам. К финалу можно придраться, если захотеть… но явно не до такой степени, как это сделали почти все критики.
Резюме: если любите нетривиальные сюжеты и небанальных героев — рекомендую. Если любите нуар — безусловно, рекомендую. Только ещё раз предупреждаю, что это медленный, мрачный и по-хорошему замороченный фильм.
Бонус: постер в более классическом стиле. :)