Ранее мы исследовали теорию фантастики в целом [1], проанализировали белорусское фантастоведение, систематизировали библиографические сведения [2]. Нашей целью будет привести весь ряд белорусских фантастических произве-дений и классифицировать его, сопровождая необходимыми пояснениями.
Материал и методы. Объект исследования – произведения авторов бело-русской фантастики. Предмет исследования – жанровое своеобразие белорусской фантастики. Методы исследования – сравнительный и типологический.
Результаты и их обсуждение. Определимся далее с некоторыми обязатель-ными для нас терминологическими уточнениями:
1) белорусскую фантастику мы понимаем как литературу, написанную на территории республики Беларусь;
2) мы разделяем фантастику на вторичную художественную условность и собственно фантастические жанры;
3) жанровый подход к фантастике позволяет выделить ее как уникальную область литературы, определить «центр» этой области – наиболее продуктивные жанры, а также отразить сложные процессы взаимовлияния в ранее смежных с фантастикой жанрах.
Белорусская фантастика на уровне художественного метода появляется од-новременно с русской фантастической литературой в рамках такого направления, как романтизм. Произведения Яна Барщевского, Викентия Равинского, Констан-тина Вереницына, Янки Купалы и Якуба Коласа, Вацлава Ластовского, Змитрока Бядули, Максима Горецкого, Кондрата Крапивы, Владимира Короткевича, Нико-лая Матуковского и других составляют значительный и оригинальный пласт для исследования этого явления.
С жанровой точки зрения обычно начинают отсчет с научно-фантастических произведений Я. Мавра («Аповесць будучых дзён» (1932), «Фантамобиль профес-сора Циляковского» (1954), «Путешествие в преисподнюю» (1958)). В 1932 году в журнале «Молодняк» была опубликована первая часть романа Змитрока Остапен-ко «Вызваленне сіл», а в 1954 – повесть Николая Гомолко «За великую трассу», которая позже вошла составной частью в первый белорусский научно-фантастический роман «Шестой океан» (1959). В 1959 году в газете «Зорька» бы-ла опубликована повесть «Лети, Икар!» Михаила Герчика.
Приведенные выше произведения сохраняют общие черты ранней советской научной фантастики: чрезмерная идеологизация, шаблонность сюжета, некоторая тематическая «вторичность». Тем не менее, накопление опытов фантастической прозы далее приводит к появлению произведений писателей достаточно высокого уровня: Владимира Шитика, который дал классические образцы научной фанта-стики, Павла Мисько, Василия Гигевича.
Появляются в конце ХХ века и жанровые эксперименты с фантастикой: по-вести для детей Алексея Якимовича, Янки Сипакова, литературные сказки Раисы Боровиковой, притчевые фантазии Олега Минкина, сатирический роман Леонида Дайнеко.
Век ХХI особых изменений не привнес: остается небольшой круг авторов, пишущий фантастику.
Выходит сборник фантастических рассказов Раисы Боровиковой «Вячэра манекенаў» (2002). В журнале «Маладосць» опубликованы романы и повести Сержа Минскевича, Андрея Павлухина, Алеся Бадака, Михася Южика, Алеся Бычковского, Валерия Гапеева, Ивана Клименкова, Галины Новосельцевой. В 2006 появляется сборник Андрея Павлухина «Электрычныя сны» (2006) и дебют-ный сборник рассказов Юрася Нератка «Закуцце» (2007). В 2007 году в авторском сборнике «Прыгавораны да жыцця» опубликованы повести Павла Мисько, напи-санные ещё в 1980-х годах. Изданы повести и антиутопии Юрия Станкевича.
В издательстве «Мастацкая лiтаратура» в серии «Млечны Шлях» вышли две антологии; появилась серия «Белорусская современная фантастика» издательства «Харвест».
Сложнее с авторами, пишущими на русском языке. Обычно это единичные книги писателей-нефантастов: повести для детей Якова Вилькина, сборник рас-сказов Наума Циписа «Старые дороги» (1984), повести Эдуарда Скобелева, юмо-ристические повести Георгия Попова, повести Василя Когута, Валентина Криже-вича, Анатолия Моисеева, Дмитрия Вишнёва, повесть-притча Алеся Адамовича «Последняя пастораль» (1987). Далее издавались отдельные сборники рассказов или единичные повести у Владимира Пугача, Александра Эйпура, Георгия Шиш-ко, Бориса Зеленского, Александра Потупы, Сергея Трусова, Евгения Дрозда, Владимира Куличенко. Начинали в этой «волне» Сергей Булыга (лауреат премии имени Ивана Ефремова) и Наталия Новаш.
2000-е годы знаменуются еще большим размыванием понятия белорусская русскоязычная фантастика, поскольку часто такие книги издаются в России. Ука-жем имена наиболее известных фантастов: Юрий Брайдер и Николай Чадович, Валентин Маслюков, Ольга Громыко, Александр Потупа, Андрей Жвалевский, Тим Скоренко, Андрей Морголь, Светлана Уласевич, Дмитрий Могилевцев, Ана-толий Дроздов, Татьяна Корсакова, Александр Силецкий и Наталия Новаш, Сер-гей Лифанов, Инна Кублицкая, Ника Ракитина, Геннадий Авласенко.
Вторая тенденция жанровых экспериментов в фантастике также присутству-ет в ХХI веке. В целом мы наблюдаем значительное влияние на это течение ро-мантических тенденций их предшественников, живой процесс «вываривания» но-вых жанров, пока не нуждающийся в четкой классификации.
Приведем основные имена: Виктор Козько, Янка Сипаков, Андрей Федо-ренко, Людмила Рублевская, Игорь Бобков, Анатолий Козлов, Пётр Васюченко, Максим Климкович, Владислав Ахроменко, Мирослав Адамчик, Владимир Степан.
Заключение. Жанровая классификация белорусской фантастики с указан-ными выше оговорками затруднена следующими факторами: наличием сравни-тельно небольшого круга авторов, пренебрежительным отношением многих из них к своим «пробам пера», отсутствием издательского интереса в ХХ веке, «вы-мыванием» успешных авторов российским литературным пространством, затя-нувшимся пренебрежением критики к фантастике в целом.
Самыми продуктивными жанрами в белорусской фантастике являются сле-дующие: научная фантастика, утопия, романтическая фантастика (с целым ком-плексом таких жанровых модификаций, как мистика, притча, литературная сказ-ка, готика). Менее популярен в белорусской фантастике жанр фэнтэзи. В итоге мы отметим некоторую бедность в этом смысле отечественной литературы, что явля-ется свидетельством затянувшегося этапа становления белорусской фантастики.
Белорусская фантастика значительно отличается от русской сплавом фило-софских тенденций конца ХХ века и «классических» моделей художественных миров Я.Купалы, Я.Коласа, М.Богдановича, являясь особым вариантом «нереаль-ной», романтической прозы.
Список литературы
1. Шумко, В.В. Фантастический жанр в литературе ХIХ–ХХ веков: становле-ние и развитие: Курс лекций / В.В. Шумко. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006. – 77 с.
2. Шумко, В.В. Концепция развития русской и белорусской фантастической прозы / В.В. Шумко // Весн. Вiцебск. дзярж. ун-та – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – № 1(47). – С. 110 – 115.
Витебск, ВГУ имени П.М. Машерова