Занятия в клубе закончились, но никто не спешил уходить.
На дворе холодно, метель, а здесь тепло, светло, уютно.
Пионеры слушали, задумались, прислушиваясь к шуму
снаружи.
«Хорошо сидеть сейчас дома на печи и слушать сказки
старого деда», — сказал Юзик, тихий мальчик с голубыми
глазами.
«Вот чего выдумал!» — Засмеялись товарищи: — «Это же
все ерунда, неправда, даже вредно слушать такую ерунду».
«Я и сам знаю, что неправда», — ответил Юзик, но иногда
приятно позабавиться и глупостью».
Нашлись товарищи, которые поддержали Юзика. Начались
споры.
Вошел учитель (клуб был при школе). Разумеется, пионеры
заинтересовались, как смотрит он на этот вопрос.
«Нельзя сказать, что сказки совсем плохая вещь», — сказал
наставник. — «Они могут поднять мысли ввысь, показать к
чему стремится человек, что его интересует, пусть даже это и
неправда. Беда в том, что наши обычные старые сказки
говорят только про царей, чертей, магов, духов и всяких
призраков, которые не имеют ни смысла, ни реального
существования. Они не расширяют мысли, а наоборот,
удерживают ее только вокруг чертей и покойников. В то же
время, могут быть такие сказки, которые удивительнее всех
чертей, которые могут поднять нашу мысль на такую высоту,
до которой ни один сказочник не додумается, и вместе с тем
все это будет почти что правда».
4
«Как же так?» — Удивился Юзик. — «Удивительнее всех
сказок и вместе с тем правдиво. Тогда это не будет сказка».
«А вот, если хотите, я могу вам рассказать такую сказку»,
— улыбнулся учитель. — «А вы посмотрите, сказка это, или
нет».
«Пожалуйста, просим!» — Раздалось со всех сторон, и
пионеры сгруппировались вокруг учителя.
Тот начал:
Путешествие по звездам.
Жил—был мальчик, ну, назовем его Юзик. Он очень
хорошо учился, всем интересовался, читал много книжек. Раз
он услышал известную вам всем загадку: «Что быстрее всего
на свете? —Мысль». И очень заинтересовался смыслом этих
слов.
«Правду говорят» — думал он. — «Вот я представил, что я
в Америке, вот я подумал, что я на звезде. Эх, если бы можно
было точно также быстро перелетать!».
И с тех пор он только и думал об этом.
И вот однажды перед ним явился какой-то дед, с белой
бородой, и в белой одежде.
Он казался таким добрым, ласковым, что Юзик даже не
удивился и не испугался.
— Хочешь полететь быстро, как мысль? —спросил дед
мягким голосом.
— Хочу, —еле слышно ответил мальчик.
— Где хотел бы побывать?
— На той звезде.
— Хорошо—сказал дед, махнул рукой, —и они оказались на
звезде.
— Смотри теперь на землю.
И увидел Юзик сражение на улицах города. С одной
стороны, рабочие, с другого— солдаты. Вот показался
автомобиль; на нем стоит человек, и что-то говорит рабочим.
5
— Как он похож на Ленина! —воскликнул мальчик.
— Он сам и есть.
— Живой?
— Живой. Ты видишь настоящие события во время
Октябрьской революции.
Юзик хотел было спросить, как это могут быть настоящие
события, когда они уже прошли, но не успел: они перелетели
на другую звезду.
Вот я подумал, что я на звезде ...
— Смотри сейчас, —сказал дед.
Юзик увидел совсем другую историю. Другой город и
людей, одетых совсем иначе. На площади столб, к нему
привязан человек, под ним словно разжигают костёр. Вокруг
стоят ксендзы с крестами, а, далее—народ.
—Что они делают? —спросил Юзик.
—Сжигают живьём итальянского ученого Джордано Бруно,
за то, что он преподавал настоящую науку, не такую, как в
6
библии. Произошло это в Риме, в 1600 году, и сейчас ты
видишь тоже самое событие.
— То же самое?! — удивился мальчик.
—Да. Все то же самое. Видишь, он еще жив.
Вот уже запылал огонь, пламя обхватила несчастного, он
корчится ...
Юзик не смог смотреть и закрыл глаза. Когда он снова
открыл их, перед ним был уже другой образ.
В ложбине толи войско, толи толпа полунагих людей. На
камне стоит человек и что—то говорит им. Они потрясают
оружием. Тем временем с другой стороны к ним
приближается войско, сильное, стройное.
— Это гладиаторы, — объяснял тем временем дедушка, —
римские рабы, которые для потехи господ должны были в
цирках драться между собой на смерть. Они теперь восстали,
а этот человек на камне—их предводитель Спартак. Вот
приближается Римская армия. События происходят за 2.000
лет до настоящего времени.
Началась битва. Спартак смело бросился вперед. Вот четыре
человека напали на него. Двух он убил, но тотчас сам упал на
землю мертвым. Среди гладиаторов суета. Вот они уже
побеждены. Их ловят, тут-же делают деревянные кресты и
прибивают к ним живых людей деревянными гвоздями ...
— Не могу смотреть! —застонал Юзик.
Миг—и они на новой звезде.
Перед Юзиком желтая пустынная страна, посреди которой,
как лента, тянется темная река. На берегу какая-то стройка.
Видно несколько законченных огромных пирамид. Вот
несколько тысяч голых людей волокут камень, величиной с
крестьянский домик, смотрители подгоняют их плетьми ...
— Это 6.000 лет тому назад в Египте рабы строят царям—
фараонам пирамиды— памятники, — говорит дед.
—Какие ужасные и тяжелые события, сказал Юзик.
—Неужели ничего хорошего не было?
— Для рабочего народа не было, —ответил дед, —и они
7
рванули на другую звезду.
—Ну, смотри теперь.
Деревня. Детинец. Бегает маленький мальчик с
хворостиной. Выходит из дома старенький дедушка ...
— Это ... это же наша деревня! Наш двор! —пробормотал
Юзик. Это же мой дед! ... А ... А мальчик, кажется, я сам ... Я
припоминаю, мне знакомо.
— Правда, это ты сам—улыбаясь ответил провожатый.
— Живой?
— Живой, настоящий.
— Как же это? ...— Начал мальчик.
— Об этом когда—нибудь сам узнаешь, если будешь
хорошо учиться. Я сейчас уже время домой ...
И Юзик оказался в своем доме.
***
Учитель закончил.
— Ну, как нравится сказка? —спросил он.
—Сказка интересная — ответил Юрка, — но ... это же
обычная сказка. Она ничем не отличается от всех других. А
вы сказали, что будет что—то реальное.
—Так оно и есть—ответил учитель, —не менее половины
сказки— чистая правда.
—?! ...
— Выдумка только то, что мальчик мог летать и наблюдать.
Если бы это можно было делать, тогда всё остальное было бы
правдой.
—И живого Ленина видели бы? — насмешливо спросил
Юрка.
— Живого, тогдашнего, настоящего.
— И египетских фараонов?
—Конечно. И не изображение, не призраков, а те самые
события.
—И себя самого? –засмеялся Юрка.
—И себя. Также, как мы теперь тебя видим.
Переглянулись пионеры и расхохотались: конечно шутит
8
учитель.
Это гладиаторы, которые для потехи господ должны были драться
между собой.
—Ну, тогда слушайте, —начал он: —Вам, наверное,
приходилось обращать внимание на такое явление; более или
менее далеко от вас человек рубит дерево, например, строит
дом. И вот вы видите, что он ударил по бревну, поднял топор
к плечу, —и только тогда вы слышите звук—хрясь! словно от
его плеча.
—Видели, знаем! —сказали дети.
9
—Это значит, что отражение света от топора дошло до
ваших глаз сразу, а звук потратил некоторое время, пока
дошел до ваших ушей. Высчитано, что ему нужно одна
секунда, чтобы пролететь 330 метров, или 3 секунды на
километр, или 20 километров в минуту и пр. Гром и молния
происходят вместе, а нам кажется, что сначала сверкает
молния, а потом гремит гром. Значит, свет словно сразу
доходит до глаз, а пока прилетит звук, пройдет больше
времени. Если бы можно было сделать так, что в Америке
выстрелили из пушки, которую мы могли бы видеть и
слышать, мы бы, увидели огонь и дым от выстрела, и только
потом, поспав и назавтра проснувшись, позавтракав, и
собравшись здесь около полудня, мы услышали бы—бух! —
от вчерашнего выстрела.
Теперь мы подходим к самому главному вопросу:
—А свету, требуется время, чтобы пролететь это самое
расстояние?
—Требуется. Свет в данном случае потратил бы 1/25. (Одну
двадцать пятую часть) секунды. Кажется, нельзя и учитывать
такое время, но посмотрим, что происходит на огромных
расстояниях.
Скорость света также вычислена. Эта скорость составляет
300.000 километров в секунду. Значит, за 10 секунд свет
пройдет 3 миллиона километров, за одну минуту—18
миллионов километров, за один час—1080 миллионов и т.д.
Теперь представьте себе, что вы находитесь на расстоянии
1.080 миллионов километров от события. Тогда отражение
света от него дойдет до ваших глаз через час, это значит, что
вы увидите событие через час после того, как оно произошло.
Ну, а если вы будете находиться в 24 раза дальше, —вы
увидите через сутки, а если еще в 365 раз дальше—через год,
потом через 10—200— 1000—10.000 лет! ..
Ну, вот, если бы мы могли сразу попасть на звезду, которая
находится от нас на расстоянии, например, в 100 лет и, если
бы смогли рассмотреть, что делается на земле, —мы увидели
10
бы подлинные события, происходившие 100 лет назад.
Единственная разница между нами и теми людьми, которые
тогда присутствовали, была бы только та, что они видели бы
это, после одной миллионной доли секунды, а мы—через 100
лет. Само же явление, люди и все события были бы те самые,
настоящие. Надо отметить еще, что самая дальняя звезда,
расстояние до которой вычислено, находится от нас за 220
тысяч лет.
Видите, теперь, что сказка имеет большую долю правды?
—Получается, что так, —ответили пораженные дети.
—Если это так, сказал пионер Костя, — значит и мы должны
видеть звезды не такими, как они есть, а такими, какими они
были.
— Верно! Молодец! —похвалил учитель, —возможно мы
иногда смотрим на звезду, которой уже давно нет, но мы
видим ее, пока остальные лучи от нее не дойдут до нас.
—Но откуда—же люди смогли узнать и высчитать все это?
—заинтересовалась одна девочка.
—А вот учитесь и сами будете все знать, а пока еще такой
науки вы не поймете. А пока что высчитайте расстояние до
нашего Солнца, если свет от него к нам идет 8 минут и 18
секунд. А если найдется среди вас герой, пусть попытается
высчитать расстояние до самой далекой звезды.
_____________________________________________
Пионерские сказки: «Беларускі піонэр 1927'10»
Оцифровка и перевод Андрея Левчика