Первое впечатление было лучше… Впрочем, когда читаешь книгу вслух, равно как и когда слушаешь ее, впечатление слегка искажается. Но глобальность Перна умалить тяжело, потому приступаем.
Эта подводка уже более грамотна. Вообще, могу заметить, что Маккефри лучше бы не писать рассказов. Чтобы завернуть коротко интригу, нужен особый талант. Допустим, при всем моем уважении к Гаррисону, у него не всегда так получается, а Шекли, например, Каттнер и Саймак – в большей степени мастера короткой формы. Так вот Маккефри надо остановиться на эпопеях. Желательно бы еще и на одной этой, ну да это ладно.
В этой книге уже становится заметна некоторая близость автора к Кингу. :) И не надо бросать в меня тапками, сейчас аргументирую. Дело в том, что все почитатели старины Стива определенно обращают внимание на тот факт, что он любит подергать за нервы, за скрытые страхи и желания, за всю (честно говоря) дрянь, которая накапливается в нас в течение жизни. У кого-то – больше, у кого-то – меньше. Он как врач вскрывает все эти нарывы и читатель чувствует облегчение. Кто-то говорит себе: ептть… надо же… сколько же в человеке дерьма! (с) Раневская. ;) А кто-то думает, что автор пишет про себя, а нам просто читать интересно.
Так вот Маккефри тоже работает на подсознание, но это доброе подсознание. В чем-то ее книги вызывают те же эмоции, как и книги Садова. Начинаешь верить в добрых фей и Капитошку. Домики в скалах, собственные драконы, а для не очень ответственных – дракончики. Умные, добрые и преданные. Несмотря на то, что в человеке таки полно дерьма. Постепенный возврат к природе, феодальное очарование, огнедышащие, опять-таки, драконы… Внешняя угроза, которая не может быть злой по определению, потому зла нет… Мы не видим его, не слышим, и не говорим о нем. Жаль, что оно от этого не исчезает, что бы ни вещали по этому поводу китайцы…
Это что касается настроения. А содержание – это всего лишь навсего продолжение рассказа, но уже лет через двести (кажись) по хронологии. Т.е. на Перн прибывают первые колонисты. И начинают себе обосновываться, не ведая, какую свинью подложит им планетка. Но вдогонку к свинье нас ожидают еще и вилы против нее (ну или пулемет – кому как нравится), так что все терпимо.
Героев несколько, как в любом эпосе. В основном, не считая героев второго плана, это мальчик и девочка, которые на протяжении книги взрослеют, влюбляются, женятся и размножаются. Соответственно. Но акцента на этом нет, за что автору отдельное спасибо. Вообще кажись во взаимоотношения полов Маккефри не очень верит, потому полной идиллии человек может достичь только со своим драконом. Так-то вот. Почему мы такие злые? Потому что у нас драконов нету. Были бы драконы, мы бы сразу добреть начали. :)
Вот эти мальчик и девочка, Шон и Сорка, как раз первыми и находят кладку файров (как нам объяснят в более поздних книгах), маленьких дракончиков. И у этих зверушек – ишь ты! – такая интересная есть черта: они навсегда привязываются к тому, кто накормит их после вылупливания. Ну в принципе так логично. Как бы отдают за себя ответственность.
Вот так полкниги и живут. Есть пара нехороших корыстных человек. Они, естественно, плетут заговор. Восемь лет. Потом наступает вторая половина книги и на фоне вялотекущего заговора с неба начинают сыпаться Нити. Это такая себе органическая структура, которая практически растворяет (съедает? Так и непонятно) любую органику. Т.е. людей, скот, посевы, хижины, ежели не из пластика или металла – все.
Потеряв туевую хучу людей и скота, народ впадает в панику и ищет выход. А заговор идет… Да, а ближе к финалу еще и просыпается уснувший вулкан, на котором построен главный поселок, куда все съехались со своих ферм в поисках спасения от Нитей. В общем, обстановка нагнетается весьма грамотно. Разрешится все тоже неплохо.
Есть еще много мелких второстепенных социальных зарисовок. Противостояние отдельных колонистов руководству, трения внутри колонии – в общем, все очарование Лоста – в хорошем смысле. :) Я вообще такие шуточки люблю. Хайнлановский «Туннель в небе» например или «К звездам» Гаррисона. Но Маккефри всех переплюнула. Это определенно великая эпопея, несмотря на мелкие недоработки отдельных произведений.
Оценки.
1. За мир по прежнему десятка. Как за все хроники, так и за эту отдельную книгу. Одно знакомство с файрами чего стоит! Их анатомия, экология, особенности в целом – Запечатление (т.е. кормление после рождения), телепортация, огонь опять-таки. И все это вполне вписывается в картину мира.
2. Читабельность с третьего раза меня не очень возбудила, но по прежнему где-то на уровне восьмерки-девятки держится. Хотя, конечно, это не Морета и не Хроники Лессы.
3. Герои очень хороши. Только описаны слегка поверхностно, потому что уж очень много автор попыталась запихнуть в такую маленькую, по сути, книжечку. Детки, правда, мне не очень понравились, но меня вообще дети не возбуждают. Разве что только с точки зрения объектов для фотографирования. Может получаться трогательно. Впрочем, это относится и к щенкам и котятам и даже в большей степени. Девять.
4. С идеей хуже. Лавров Хайнлайна автору по любому не снискать, а особенно в вопросах социальных. Хоть она кажись и старалась. Не обнаружила я глобальной идеи, которая прям вела бы за собой народы. Пасторальное очарование и возврат в детство относятся к области эмоций, которые тяжело принять за идею. Так что, невзирая на огромное желание завысить оценку, за идею один.
5. Душевности уже больше, и почти вся она относится к драконам и дракончикам. Поставила бы десятку, но десять – это будет Морете и Лессе. Заря же очень хороша, но только безотносительно к продолжению. Потому девять.
6. Погружение бывало и получше. Но опять-таки не надо забывать, что читала я вслух, что погружению не способствует. Потому, если постараться быть объективной и вспомнить, как оно было в первый раз, восьмерку поставить можно. А может даже и девятку. :)
Синопсис
Дальше уже точно будет Маккалоу. Я ее просто уже домучила. Вещь хорошая, но, зараза, слишком уж длинная! Раньше, чем через полгодика, за продолжение не возьмусь!
2007-12-18