О погроме в советской


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «VitP» > О "погроме" в советской фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О «погроме» в советской фантастике

Статья написана 6 декабря 2017 г. 15:55

Сегодня исполнилось 80 лет Ю.М. Медведеву, в связи с чем в сети опять начались ритуальные разговоры о погроме, якобы устроенном им советской фантастике. Давайте об этом и побеседуем.

Я уже ни один год прошу: приведите список писателей, которых Медведев со товарищи отлучили от фантастики, но ответа так и не дождался. Выпало какое-то свободное время, и решил сам проанализировать, как сложилась судьба авторов, издававшихся редакцией Жемайтиса (Медведев возглавил редакцию фантастики «МГ» в 1974 году, я взял и книги, вышедшие в 1975-м, — они ведь уже были в производстве). Итак, вот что получилось:

Биленкин — издавался в «БСФ» при всех заведующих;

Григорьев — писал очень мало, тем не менее, ещё одну книгу в «БСФ» издал;

Ефремов — умер, печатался в «МГ» и после кончины многократно;

Львов — эмигрировал в 1976 г.

Анчаров — известный советский прозаик, «чистую» фантастику практически не писал;

Войскунский и Лукодьянов — увы, старший из соавторов скончался, дуэт распался;

Зубков и Муслин — Муслин эмигрировал в 1974-м, Зубков после этого написал один фантастический рассказ и повесть (в новом соавторстве);

Руденко Николай — стал диссидентом;

Стругацкие — история взаимоотношения авторов и «МГ» хорошо известна;

Бахнов — писал не фантастику (сценарии и пр.), печатался в изд. «Правда», «Советский писатель» и пр.

Емцев и Парнов — дуэт распался, бывшие соавторы широко печатались в «рамке» «Детлита»;

Жаренов — умер в 1975-м;

Подольный — фантастику почти не писал, занимался научпопом;

Юрьев — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Гансовский — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Михайлов — этот автор действительно как-то выпал, правда, он писал в основном романы, не проходящие в «БСФ» по объёму;

Булычёв — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Варшавский — умер в 1974-м;

Днепров — умер в 1975-м;

Колупаев — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Павлов — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Жемайтис — писал военную прозу, печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Никитин — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Грешнов — печатался в «БСФ» и в дальнейшем;

Шефнер — известный советский поэт, фантастику писал метко, но, увы, очень редко.

Ну и?





606
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 13:34
Вы сначала определили бы, что понимается под разгромом. Теми, кто это слово применяет.
Потому как пока — ну, видим список, о чем он может говорить?


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 13:43
В биобиблиографии Медведева, опубликованной на Фантлабе, значится: «Работу Ю. М. Медведева в издательстве «Молодая гвардия» оценивают по-разному. Самая негативная оценка — «разгром советской фантастики».» Литература — это прежде всего авторы. Список показывает их судьбу. Понять тех, кто применяет слово «разгром», я не могу. Жду их комментариев (сам фантазировать не хочу). Пока молчат.


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 14:13
Любой анализ ситуации не возможен без ответа на вопрос, почему многие советские фантасты «писали очень мало», особенно после 1972 года. Не потому ли, что их просто не хотели печатать в ведущем издательстве страны, специализирующемся на научной фантастике?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 14:22
Кто многие? Авторы, которые отмечены в списке (Анчаров, Бахнов, Подольный, Шефнер), никогда много фантастики не писали — у них были другие интересы. И сегодня есть писатели, которые периодически отходят от фантастики — винить в этом только книгоиздателей будет неправильно. У каждого человека — своя судьба... И ещё — не нужно переоценивать роль «МГ» в издании фантастики — в СССР печатали её многие издательства, как периферийные, так и центральные. И гонорары платили исправно.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 14:33

цитата VitP

Кто многие?

Ольга Ларионова — после 1972 разрыв в библиографии.
Войскунский и Лукодьянов — разрыв между 1975 и 1980 годом.
Это так, навскидку кого вспомнил.

цитата VitP

И ещё — не нужно переоценивать роль «МГ» в издании фантастики — в СССР печатали её многие издательства, как периферийные, так и центральные.
Совершенно верно. Только суть в том, что редакция Жемайтиса служила «инкубатором» талантов, вокруг неё группировались молодые фантасты. А при последующих редакторах «МГ» быть им перестала. Это обычно и понимают под разгромом.


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 14:56
Войскунский и Лукодьянов широко печатались в «Детлите». А почему тот или иной писатель переставал и снова начинал писать, навскидку не определишь — слишком непростой вопрос.
Цитата: «Редакция Жемайтиса служила «инкубатором» талантов, вокруг неё группировались молодые фантасты. А при последующих редакторах «МГ» быть им перестала». А это Вы как определили? Молодые писатели времён Жемайтиса выросли, на смену им пришли другие — только и всего. Это и называется «непрерывность литературного процесса». Кстати, хорошо было бы, чтобы кто-нибудь занялся вопросом, почему в нашей фантастике так мало писателей, родившихся в 1940-46 годах? Они-то как раз должны были войти в литературу в самое для неё «золотое время». Им-то кто устроил погром?
На мой взгляд, в то время (при Медведеве и Щербакове) печатались многие интересные авторы Булычёв, Якубовский, Пухов, Назаров, Павлов, Колупаев, Росоховатский, Юрьев, Биленкин, Гуревич, Гансовский, Гуляковский, Ларионова, Савченко, Багряк, Балабуха... Если же учесть «обязаловку», печатавшуюся по приказу сверху, останется совсем немного слабых книг (да и это требует профессионального анализа). При этом соглашусь: ощущение монотонности при чтении БСФ «насквозь» появляется (это отмечали многие). Может быть, причина не в Медведеве и Щербакове, а в том, что «третье поколение» к середине 80-х попросту «исписалось»? Это и Леонид Геллер в своей монографии подмечал... А у большинства молодых к этому времени на полноценную книгу ещё и написано не было (знаю это, поскольку спрашивал у многих своих сверстников). Попытки редакции найти новых авторов оказались не слишком успешными. Ну а потом было создано ВТО МПФ с его сборниками, и в БСФ на излёте Союза был (с нашей подачи) издан ряд книг «втошников».
Конечно, проще бубнить о двух злодеях, изничтоживших советскую фантастику. Но ведь дело не в этом! Писатели (да и многие издатели, но прежде всего писатели) старшего поколения не сумели прочувствовать изменений, происходивших в советском обществе. Поэтому их фантастика превратилась в отголоски прошлого. Как следствие — совершенно закономерно наступил четвёртый этап в истории советской фантастики. Последний, ибо уже в 1995-м пришло время пятого — рыночного.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 15:05
Короче говоря, бессмысленно обсуждать этот вопрос с людьми, которые всё для себя давно решили. Я-то себя даже настоящим фэном не считаю, лицо совершенно не заинтересованное.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 15:07
Обсуждать нужно. Хотя бы для того, чтобы на смену мифам пришла реальность. Хотя бы в будущем :)
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 15:46
Ну давайте обсуждать.

цитата VitP

А это Вы как определили? Молодые писатели времён Жемайтиса выросли, на смену им пришли другие — только и всего. Это и называется «непрерывность литературного процесса».
Что значит «выросли»? Писатели времён Жемайтиса к середине 1970-х окончательно исписались, что ли?

цитата VitP

На мой взгляд, в то время (при Медведеве и Щербакове) печатались многие интересные авторы Булычёв, Якубовский, Пухов, Назаров, Павлов, Колупаев, Росоховатский, Юрьев, Биленкин, Гуревич, Гансовский, Гуляковский, Ларионова, Савченко, Багряк, Балабуха...
Во-первых, половина из перечисленных авторов дебютировала в фантастике ещё при Жемайтисе.
Во-вторых, много ли авторских книг было издано в «МГ» у этих писателей при Медведеве и Щербакове?
В-третьих, кого из фантастов конкретно «открыли миру» Медведев и Щербаков как редакторы? Чьи первые книги вышли в «Молодой гвардии» с 1974 по 1980 годы?
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 16:03
1. См. список. Писатели «времён Жемайтиса» (те, кто не скончался, не уехал из страны и не ушёл из фантастики) продолжали печататься в БСФ. Так что тут правильнее говорить о преемственности.
2. Много ли авторских книг лежало у этих авторов в «загашниках»? Я таких фактов не знаю. Нам, в ВТО МПФ, знаменитых «сундуков малеевки» и на три года не хватило.
3. А первые книги в БСФ никогда и не выходили (может, есть одно-два исключения, я о них как-то не помню). МГ во все времена открывала для всесоюзного читателя авторов с периферии. И такой список получится дли-инным (особенно при Щербакове и Медведеве). Я, кстати, тоже в нём. Как и Дмитрук, и Головачёв, и Прашкевич, и Бушков, и Бачило, и ещё многие, как из нашего, так и из более старших поколений.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 22:52

цитата VitP

А первые книги в БСФ никогда и не выходили (может, есть одно-два исключения, я о них как-то не помню).

Биленкин, Григорьев, Зубков-Муслин, Подольный, Юрьев — у него в 70-м сразу две книги — в БСФ и в Рамке, Колупаев, Никитин, Щербаков, Пухов, Клименко, Де-Спиллер, Ахметов, Шах, Максимович, да ещё несколько авторов, фантастику до того не писавших — это я досмотрел серию до 86-го.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 23:30
Все они до этого имели публикации: в журналах, сборниках, на периферии. Абсолютных дебютантов не было. Впрочем, это абсолютно не принципиально.


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 22:37
Видимо, следует идти в архивы и собирать документацию (хотя свидетельств очевидцев тоже никто не отменял).

Смогли же в СПб найти стенограммы заседаний:

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2017 г. 22:42
Очень разумное предложение.


Ссылка на сообщение8 декабря 2017 г. 10:01
Не претендую на истину в последней инстанции, но лично мне всегда казалось, что все выпады в адрес Медведева основаны исключительно на его личном конфликте (ну, или шире, конфликте тогдашней редакции БСФ) с братьями Стругацкими. То есть, все рассуждения о «погромах», о том, что БСФ была россыпью сверкающих талантов, а стала унылое не пойми что, о «гадюшниках» и прочем никаких других оснований кроме этого самого конфликта не имеют. И лично мне не слишком интересно, кто был прав, а кто виноват, и даже, «кто первый начал». Меня не перестаёт удивлять, как много у нас людей, которым давно протухшие склоки тридцати-сорокалетней давности все еще стучат в сердце. Где начинается обсуждение Медведева, или «Молодой гвардии», или ежегодных сборников «Фантастика» обязательно найдется кто-нибудь (а то и не один), кто скажет: «А ведь это те самые нехорошие люди, которые...» И понеслась душа в рай.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 декабря 2017 г. 12:04
Согласен с Вами. Увы...
 


Ссылка на сообщение22 марта 2018 г. 19:55
В своё время, будучи участником того самого знаменитого семинара в Новосибирске, ходили обедать в кафе (или столовую). точно не помню. Как-то сидели за одним столом с Ю. Медведевым, говорили обо всём... Интересный человек, хотя и показался мне каким-то «аристократом». Но, может быть, для меня, провинциала так показалось...


⇑ Наверх