ДА МЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫМИ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «LENA56» > ДА, МЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫМИ ЛЮДЬМИ...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ДА, МЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ НЕОБЫЧНЫМИ ЛЮДЬМИ...

Статья написана 6 октября 2009 г. 23:44

( даже не знаю чье :-(, но мне нравится!)

Было время...

Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня. В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний деь была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышечек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в головы кататься на велике в шлеме. Ужас.

Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли пределать тормоза.

После того, как мывъезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Вмноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили ы синяках, привыкая не обращать на это внимание.

Мы ели пирожные, мороженное, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколькр человек и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевиденья, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультик всей толпой в ближайший дом, ведб видиков тоже не было!

Зато у нас были друзья. Мв выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спмчки по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучали в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ним.

Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны, как мы вообще выжили?

Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками и косточки не прорасталм у нас в животе.

Каждый хоть раз записался на футбол, хокей или волейбол, но не все попали в команду. Те кто не попали, научились справляться с разочарованием.

Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтоиу они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней и оценки включали 5 баллов теоретически и 3 балла на самом деле. На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов! Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кем. Понятия о том, что можно откупится от ментов или откосить от армии, практически не сущствовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить! Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чго до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство не купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики... С их общего согласия... Для их же собственного блага...

На самом деле в мире не семь чудес света, а гораздо больше. Просто мы с вами привыкли и порой даже не замечаем. Ну разве не чудо первое советское средство после бритья? Помните? Кусочки газеты! А кокое чудо, как тюнинг автомобиля Москвич-412? Помните? 5-копееяные монеты по периметры лобового стекла, меховой руль, эпоксидная ручка коробки передач с розочкой и, естественно, милицейская фуражка на заднем стекле.

А резинка от трусов — это же тоже чудо! Ведь прекрасно держит как трусы, так и варежки!

А в кинотеатрах? Точка от лазерной указки на лбу главного героя — боже мой, скольких людей это сделало счаст-ли-вы-ми! Пирожок с повидлом — ну разве не чудо? Никогда не угадаешь, с какой стороны повидло вылезет!

Еще одно необъяснимие чудо — поднимите, пожалуйста, руки те, у кого был нормальный учитель труда... а не инопланетянин..?

А какое чудо, авоська с мясом за форточкой? Помните : полез доставать — пельмени упали!

А вот этот вот чудесный мамин развод : «Я тебе сейчас покупаю, но это тебе на день рожднния!»

Или вот эта волшебная бабушкина фраза на прощание : «Только банки верните!» А холодильник ЗИЛ помните, вот с такой ручкой? Это же однорукий бандит! Дергаешь ручку — сыпятся банки. А, кстати, что до сих пор лежит в холодильниках на дверце сбоку? Нет, не яйца. И не кетчуп. На дверце сбоку лежат ... лекарства! Бесплатная медицина — это тоже чудо. Врач один, а очереди две — одна по талонам, а вторая по записи. А еще и третья была — «Я только спрощу!»

Да, сколько еще их было, этих чудес света... Маленькое окошко из кухни в ванную — что там смотреть? Обувная ложка-лошадка... Зубной порошок — чистит как зубы, так и серебро... Писающий мальчик на двери туалета... Телевизор «Рубин» — берешь пассатижи и тын-тын-тын! Плавки с якорьком... помните?! Молоко в треугольных пакетах! А вы говорите : « Семь чудес света!»

Мы раньше много чего делали такого, что сейчас и в голову не взбредет делать. Более того, если ты сегодня хоть раз сделаешь то, что тогда делал постоянно — тебя не поймут, а могут и за сумашедшего принять. Ну вот, например, помните, автоматы с газированной водой. Там еще был стакан граненый — один на всех. Сегодня никому и в головы не придет пить из общего стакана! (Сегодны его украдут через пять секунд после установки автомата, ровно за три секунды до того, как утащат и сам автомат...) А раньше ведь все пили из этих стаканов... Обычное дело! И ведь никт не боялся подхватить какую-нибудб заразу...

Кстати, эти стаканы использовали для своих дел местные пьяницы. И, представьте себе, вы только представьте это себе — они ВОЗВРАЩАЛИ стакан на место! Не верите? А тогда — обычное дело!

А люди, вешающие простыню на стену, выключающие свет и бормочущие что-то себе под нос в темноте? Секта? Нет, обычное дело! Раньше в каждом доме проходила такая церемония, которая называлась — задержите дыхание — диафильм! Помните это чудо?! У кого сейчас работает проектор диафильмов?

Дым валит, едкий запах по всей квартире. Что вам представляется? Индийский великий жрец Арамонетригал? На самом деле это вы-жи-га-ние. Обычное дело! Миллионы советских детей выжигали открытки мамам на 8 марта — Мамочка, поздравляю с международным женским днем. Желаю тебе мирного неба над головой, а твоему сыну — велосипед...

А еще в все сидели в ванной, причем на опущенном стульчаке, причем в темноте — и светил там только красный фонарь... Догодались? Обычное дело — печатали фотографии. Все наша жизнь на этих черно-белых фотографиях, отпечатанных собственными руками, а не бездушным дядькой из Кодак... Ну вы же помните, что такое фиксаж?

А, девчоночки, вы помните резиночки? Удивительно, но ни один мальчишка на свете не знает правил этой игры!

А сбор макулатуры в школе? До сих пор мучает вопрос — зачем? А я ведь тогда весь папин архив Playboy туда отнес. И мне ничего за это не было! Только мама удивлялась, чего это отец стал так придирчиво проверять мои домашние задания?!

А портреты Горбачева без родимого пятна помните? Необычно... А ведь мы еще помним, как Джексон был негром, да еще несовершеннолетним! Тогда это было — обычное дело!

Вообще, очень много такого было необычного : поездки на картошку и разбавленное пиво ( не, ну правда, было вкусно!), «Взвейтесь кострами бочки с бензином, мы пионеры — дети грузинов» и «Кто курит Яву и Пегас, тому, любая баба даст»  и «Опал — затянулся и упал...»

Да, мы были очень необычными людьми...





102
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 08:29
Да, когда я сейчас вспоминаю газировочные автоматы с гранеными стаканами, оторопь берет. А тогда главной проблемой было нарыть в кармане монетку в три копейки. И уже не верится, что дети носились по дворам не только без сопровождения, но еще и с ключом от своей квартиры на шее! И ведь жили как-то. Неужели люди стали злее?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 12:28
Добрый день!
Спасибо, что читаете мою колонку8:-0 Ну, правда, приятно...


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 10:21
Ностальгия, ностальгия... Тогда, в детстве и в юности и вправду и солнце было светлее, и вода была мокрее... но сегодняшние дети тоже радуются жизни, как когда-то радовались мы.
А вот если повспоминать, что же тогда было на самом деле...

Я родился в 1950-м, был ребёнком в конце 50-х и начале 60-х, а в 70-х были детьми уже мои собственные дети. Ремней безопасности тогда в машинах и вправду я не видел, только мало у кого эти машины были — среди моих родственников — ни у кого.
Пирожные, мороженое, лимонад — какая это была редкость, самое дешёвое мороженое — молочный стаканчик за 9 копеек, но ведь эти 9 копеек, после реформы 1961-го года, были не слишком маленькими деньгами, их ещё надо было где-то раздобыть. Так что растолстеть на пирожных могли лишь только дети каких-нибудь буржуев. Тогда в Ленинграде самым привилегированным классом были работники магазинов.
Гуляли мы с продлённым днём, возле школы, или на Смоленском кладбище (!), а там особо не поносишься, хотя в нашем городе фонари, конечно, были.
Насчёт подхваченной заразы — хвастаются те, кому повезло. А мёртвые молчат — мне довольно рано пришла в голову эта мысль. Список моих детских болезней не умещался на стандартной справке, заполненной убористым почерком. Чего только там не было!
Свинка, ветрянка, коклюш, корь, краснуха, желтуха, скарлатина... Про обычные «катары верхних дыхательных путей» и ангины — говорить не буду. А в 12 лет мне довелось заболеть ревмокардитом — и я чуть не умер; во всяком случае, отец потом рассказывал, что врачи сразу сказали ему и матери, что надежды никакой, и следует приготовиться к худшему. Сам я помню, что мать ко мне в больницу приходила почти каждый день, а таких вкусных фруктов, что она мне приносила, я в жизни не ел (а ведь у меня был брат, на год меня младше и сестрёнка младше на 8 лет). Но, бог милостив, я остался жив, чего не скажешь про моих соседей по палате. Правда именно тогда проявилась моя, неизвестно откуда взявшаяся сила воли — более месяца я лежал, вставая только в туалет, никаких игр, никаких шалостей, даже просто подойти к окну — ничего было нельзя. А вот мальчишки, лежавшие со мной в одной палате быстро поняли, что меня не надо бояться и издевались надо мной вовсю. Бог наказал их (наверное слишком сурово), не все выздоровели, ведь им тоже следовало лежать. А вот я — поправился.
И диафильмы — они до сих пор лежат у меня дома, и можно смотреть — некому показывать. Картинки там и впрямь очень хорошие. Фотографией я занимался вплоть до женитьбы, освоил это дело неплохо, сам купил себе фотоаппрат «Чайка-2» в котором было не 36, как у всех, а 72 кадра.
И ещё вспоминаю один ужасный случай — не то в 69-м, не то в 70-м году. Мы с братом сидели дома и готовились к весенней сессии. Окна были открыты. И вдруг мы слышим жуткие вопли и видим, как взрослый мужчина тащит за руку отчаянно отбивающегося и кричащего мальчишку. Ну, подумали мы, отец непослушного сына тащит домой. Наверное все так подумали; а на следующий день, только и было разговоров, что этот мальчишка, еле живой, весь в крови выполз с какого-то чердака — поганый мужик его изнасиловал. В газетах тогда о таком не писали, а по радио тоже были сообщения лишь о трудовых подвигах, да о зверствах империалистов.
В общем вывод — сейчас, с мобильниками и без общественных стаканов всё же лучше. Это я вам как очевидец говорю.
И не стали люди злее, просто в прежние времена у людей нечего было взять. А теперь — прибавилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 12:37
;) Александр, добрый день!
Вы, конечно же, в своем репертуаре...
Понимаете, обычное дело, — мне просто понравился этот текст. А то что он Вам небезразличен уже хорошо!
Расти в Питере на Васильевском острове! Завидую, почти по Шефнеру;-)
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 13:14
Лена, привет!
А репертуар у меня обычный — что было хорошо — то хорошо, а золотого века в прошлом не было и нечего о нём жалеть. И то, что повезло мне родиться в Ленинграде — тоже правда, и действительно много было у меня хорошего и в детстве и по сей день, чего другие лишены.
Но в целом — сейчас лучше, чем раньше, хотя соблазнов и впрямь больше, но это уже от самого человека зависит — как в детстве мне сказали — лежи, а то умрёшь. И все удовольствия пока не для тебя.
Кто мешает прочим людям то же самое себе сказать? И поступать как должно, а не так, как в рекламе советуют...;-)
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 15:53
;) Кто ж говорит про «золотой век»? А жалеть о прошедшем детстве люди будут всегда! Мы строили-строили и, наконец, построили...
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 21:06

цитата Alexandre

самым привилегированным классом были работники магазинов

Моя мама была директором молочного магазина. Только не в сПИтере , а в Москве и в 80-е )) Правда «буржуем» я себя никогда не чувствовал — просто не понимал, что питаюсь я лучше, чем другие и осознал это уже в отрочестве. Когда поехал на Украину, а они там даже не знают что такое глазированные сырки (а я их каждый день ел — семи сортов) — и мне стало очень стыдно. Да и не осознания всего мне тогда было — все детские годы я тоже довольно серьёзно проболел. Что же касается хвалёной бесплатной медицины, то на самом деле не была она бесплатной: меня ещё как-то лечили, потому что мать деликатесы всем врачам доставала (и всё равно качество лечения оставляло желать лучшего), а вот двоюродного племянника моего, например, на прививке заразили серьёзной формой гепатита.
Впрочем, извимните. не будем о грустном 8:-0 На самом деле очень много чего замечательного было в нашем детстве и о многом автор статьи даже не упомянул. Надо будет мне тоже повспоминать :-)


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 14:27
Многое, действительно, спорно. А, по-моему, самое главное — что то время народ меньше тупел от ТВ. Да и социальное неравненство было не слишком заметно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 15:46
;) Спасибо Вам за ВАШЕ мнение :-[
А здорово написано, ведь правда?


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 14:46
Можно по разному относится к советским временам, но, тем не менее, все о чем написано в данном монологе — чистая правда. Замечательное воспоминание, замечательное описание и спасибо LENA56 за такую возможность вспомнить те счастливые времена беззаботного детства.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 15:47
:beer:
 


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 16:19

цитата 197925

все о чем написано в данном монологе — чистая правда
— за исключением того, что там не написано. Кое о чём я упомянул в своём комментарии, кое-что можно упомянуть сейчас — рукавички держались не на резинках от трусов, а на новых бельевых резинках, которые и сегодня многие люди используют. Мы пришили резинки к рукавичкам нашей внучки, а было это в 1998-м году — не так уж и давно.

цитата

чудесный мамин развод : «Я тебе сейчас покупаю, но это тебе на день рожднния
— и что тут такого? Я по сей день, увидев что-то, что нужно близкому мне человеку, покупаю это сразу и сразу же приношу и отдаю — со словами — это тебе на прошедший день рождения или на новый год, смотря какой праздник ближе. А мариновать до даты — это мало кто делает, разве что вещь уж совсем ни к чему не нужная.
Повспоминать детство можно, но оно у разных людей уж очень разное, так что и воспоминания не будут совпадать. Я никогда не ездил на телеге, зато мы ходили на праздничные демонстрации в Ленинграде, а вечером — на салют. И, если автор вспоминает про Яву и Пегас, а ни слова не говорит про салют — это говорит о том, что детства наши были очень, очень неодинаковыми. Ведь в моём родном городе уже в 50-х почти не было колонок, а был, практически везде — водопровод в домах. Хотя у нас, живших всегда на седьмом этаже, вода шла только по ночам — и мы набирали её в самые разные ёмкости...
Так что и правда — у каждого своя.


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 17:09
Оба моих трудовика были из другой галактики. Ну, той, где гигантская молекула спирта меж звёзд бродит.


Ссылка на сообщение7 октября 2009 г. 20:49
Текст, симпатичный, конечно. Я всё же соглашусь больше с Alexandre — «Хорошо там, где нас нет» и всё не так уж было безоблачно. В любые времена есть что-то хорошее и что-то плохое, но ностальгия по детству, безусловно, присутствует и я тоже много чего интересного могу вспомнить, хотя моё детство проходило уже в 80-е.

Но как ни странно, часто ловлю себя на мысли, что живу я сейчас в зрелом возрасте, гораздо интереснее, чем тогда — в детстве. а казалось бы должно быть наоборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 октября 2009 г. 10:21
Кажется я один из немногих, кто не старался поскорее стать взрослым. Мне хватало того, что было у меня в детском возрасте.
Во первых у меня был замечательный отец — будучи ребенком, я этого не понимал, а ведь уже в 50-х безотцовщина была весьма распространена. Потом у меня был (и есть сейчас) брат — нам никогда не было скучно.
И вообще с родственниками мне повезло — это были очень интересные люди.
По ряду причин не слишком много мы гуляли во дворе, думаю, что и потеряли не особо много. Правда и не вспомнить того, о чём вспоминают другие.

цитата Вертер де Гёте

Но как ни странно, часто ловлю себя на мысли, что живу я сейчас в зрелом возрасте, гораздо интереснее, чем тогда — в детстве.
— и у меня то же самое. Когда рождались дети — это было очень тяжело физически, ведь я совсем не такой классический мужчина, который дома только лежит на диване у телевизора; я всегда считал, что дети — именно мои, и старался делать всё, что нужно, по максимуму. Но и любить их я очень любил, и они меня тоже, а эти чувства ни с какими детскими впечатлениями не сравнить. И даже потом, ещё повзрослев, я почувствовал на собственной шкуре — что такое маленькая внучка — этого не понять женщинам, а мужчины — если вы были небезразличны к собственным детям — знайте, ещё огромный кусок счастья ждёт вас впереди — когда родятся внуки.
Так что детство вспоминаю, но и взрослая пора — хороша, и, честно скажу — по-моему лучше.


Ссылка на сообщение8 октября 2009 г. 10:39
Текст приятный. И хотя не сказанного в нём больше, чем озвученного, я согласен с ключевым посылом: «Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим».


Ссылка на сообщение15 ноября 2009 г. 11:25
Этот текст хорош уже тем, что заставляет вспоминать. А память наша так устроена, что в первую очередь вспоминается хорошее. Плохое же наша заботливая нервная система загоняет на самые дальние полочки, если не может уничтожить совсем. И даже если многое, как в случае с моим хорошим знакомым Александром (Саш, привет!) не совпадает, вспоминать хочется не самое плохое... А было-то всякое!


⇑ Наверх