2049 год. В результате так называемого геокатаклизма Земля полностью лишилась биологической жизни и стала смертельно опасным местом для людей. Богатые и власть имущие переселились на космическую станцию CIEL (франц. «небо») под предводительством диктатора Жана де Мена, и в результате воздействия космической радиации и ряда других факторов очень сильно изменились внешне: лишились волос и половых признаков, их кожа сделалась совершенно белой. Станция «питается» ресурсами с Земли, которые всё сложнее добывать, поэтому срок жизни её обитателей ограничен возрастом 50 лет, по достижении которого они подвергаются эвтаназии.
Повествование начинается с рассказа одной из обитательниц CIEL — Кристины Пизан, чья жизненная история оказалась связана с историями Жана де Мена и его противницы, «экотеррористки» Джоан-из-Грязи (Joan of Dirt). Кристина вспоминает о том, как её муж Тринкуло (учёный, создавший CIEL, и противник Жана де Мена) был арестован и осуждён на смерть. Она готовит к его казни некое представление и попутно записывает историю Джоан — «Книгу Джоан» — на собственной коже. Согласно внутренней логике повествования, это такой уж радикальный шаг: жители CIEL, утратив возможность получать удовольствие от плотских наслаждений, придумали для себя иной способ достичь экстаза -- они приживляют к собственным телам «skin gfafts» («кожные привои»), то есть различные имплантаты, которые делают их внешность всё более уродливой, а также увлекаются шрамированием. Ну чем ещё заняться, когда прямо на твоих глазах разрушаются последние остатки цивилизации?
Много лет назад, когда начались войны за ресурсы (в первую очередь, за воду), Жан де Мен из рядового «гуру самопомощи» превратился в харизматичного лидера, миллионера, провозвестника переселения человечества в космос и перехода на новую ступень развития. Ему противостояла Джоан, которая родилась в маленьком французском городке и в возрасте десяти лет обрела некий сверхъестественный дар. Будучи подростком, она участвовала в войне за воду, а потом возглавила силы, желающие остановить войны и Жана де Мена. В ходе одного из сражений Джоан прибегла к своим сверхъестественным способностям, и последствия оказались очень... радикальными.
Если вы из тех читателей, которые не приемлют в книгах разнообразные сцены плотского толка, то вам «Книгу Джоан» не следует даже брать в руки, ибо этих самых сцен в ней очень много. Только это не сцены секса, как можно было бы предположить, а сцены, связанные с тем, что жители «Небес» (а слово CIEL именно так переводится с французского в поэтическом контексте, и мы ведь понимаем, что под «Джоан» подразумевается Жанна д'Арк) без преувеличения зациклены на своих гениталиях и всем, что с ними связано. Если вы всё же отважитесь это читать, то приготовьтесь, что автор с завидным постоянством будет возвращаться к вопросу о том, где и что у персонажей заросло и отвалилось, и как они в связи с этим страдают. Вопрос изучен, можно сказать, под микроскопом.
Далее, если вы из тех читателей, которые не приемлют в книгах модные нынче темы нетрадиционной сексуальной ориентации героев и расового/национального/культурного разнообразия, то просто учтите, что одна из главных героев сей повести -- лесбиянка, а её возлюбленная -- француженка вьетнамского происхождения. Играет ли это какую-то роль в сюжете? Только в одной из финальных сцен, где с возлюбленной героини делают то, что анатомически невозможно сделать с мужчиной, и нет, вы не о том подумали. Мы ещё вернёмся к этому вопросу, если вам хватит самообладания.
Если вы из тех читателей, кто относится к теме глобального потепления и прочих климатических изменений с иронией, то, возможно, эта книга привлечёт вас как источник лулзов (при условии, что вы не принадлежите к какой-то из вышеупомянутых категорий).
Ну и, наконец, если вы не переносите книги, в которых наблюдаются проблемы с логичностью сюжета, то «Книга Джоан» вам пригодится в качестве эталонного образца того, как сюжет строить нельзя. Ибо это, на мой взгляд, самый настоящий эталон, достойный Палаты мер и весов.
Эту книгу хвалят за энергичное, эмоциональное повествование, а также за смелость в отображении гендерных и связанных с сексуальностью проблем. Что ж, смелости автору не занимать, но вот энергичности в тексте нет -- есть лишь хаотичный рассказ о хаотичных событиях, в котором не то правда переплетается с вымыслом, не то рассказчик (автор?) попросту забывает о том, что он поведал на предыдущей странице или в предыдущей главе. Проблемы с логикой сюжета время от времени достигают эпических пропорций: как же погибли родители Джоан, во время геокатаклизма или раньше? Умер ли муж Кристины Пизан во время одной из эпидемий вскоре после переселения на «Небеса» или остался жив? Может, Тринкуло -- второй муж? но почему тогда она говорит о нём как о любви всей жизни? А кстати, как он мог стать одним из создателей «Небес», если на момент переселения они с Кристиной были подростками? И в чём выражался его вклад в создание? И ещё такой вопрос: зачем подвергать эвтаназии жителей «Небес», достигших 50-летнего возраста, если они всё равно не могут размножаться, то есть перенаселение станции не грозит? И так далее, и тому подобное.
И заметьте, до сих пор я ни слова не сказала о научной (не)достоверности «Книги Джоан». Автор демонстративно пренебрегает наукой, причём самыми разными её областями и аспектами: описанных физиологических изменений в масштабе всего человечества не может быть; сила, вызвавшая геокатаклизм, заимствована из лженаучной теории «Живой Земли»; жители «Небес» как социум организованы хуже, чем прорисованная штрихами массовка в дешёвом аниме; «новые люди» обладают способностями, объяснить которые можно лишь классическим авторским «я так вижу», да и только. Это ни в коем случае не НФ. Это даже не плохая НФ. Это... видимо, это мэйнстрим, большая литература. :)
Может, всё искупает идейная составляющая книги? Увы, и с ней всё плохо, всё банально до жути: ни единой новой идеи в «Книге Джоан» нет. Бездумное потребление — это плохо? Склонность к насилию погубит человечество? Любовь превыше всего? Ориентация, гендер и пол не определяют человека? Вначале было Слово?.. Ой всё, из текста больше ничего вытянуть нельзя. Зато в нём нельзя не отметить то, с каким упоением автор описывает мерзости: уродливый облик небожителей и то, каким образом они себя уродуют, их попытки утолить безграничный сексуальный голод, их жестокость и бесчеловечность по отношению к тем, кто остался на Земле, и, наконец, свирепость их лидера, Жана де Мена, который способен даже (не читайте скрытый текст, если у вас слабые нервы)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не знаю, для чего это написано, и я не знаю, каким образом можно было отыскать в этом те положительные качества, на которые ссылается ряд рецензентов и читателей. Но в финале меня не оставляло чувство, что автор вдохновлялся той сценой из фильма «Прометей», где один из Создателей приносит себя в жертву возле водопада. Вслед за этим чувством пришло воспоминание о пародии на «Прометей», которая появилась в рунете вскоре после его выхода. Звонки, перипетии? Впрочем, нет, смысл «Книги Джоан» укладывается в другую цитату из этой пародии (пусть даже в книге нет мегакальмара):
цитата
МЕГАКАЛЬМАР: Потрахаемся?
ЗАГАДОЧНЫЙ ИНОПЛАНЕТЯНИН: Само собой.