Джаред Даймонд «Третий шимпанзе»
Научно-популярная книга, посвящённая связи человека с другими животными и проявлениям этой связи в самых разных, порой неожиданных областях. Описывать книгу долго и бессмысленно, поэтому просто приведу оглавление:
Глава 1. История трех шимпанзе
Глава 2. «Большой скачок»
Глава 3. Эволюция человеческой сексуальности
Глава 4. Научный взгляд на измену
Глава 5. Как мы выбираем наших спутников жизни и сексуальных партнеров
Глава 6. Половой отбор и происхождение человеческих рас
Глава 7. Почему мы стареем и умираем?
Глава 8. Мосты к человеческому языку
Глава 9. Истоки искусства в мире животных
Глава 10. Обоюдоострый меч земледелия
Глава 11. Почему мы курим, пьем и употребляем наркотики?
Глава 12. Одиночество в густо населенной Вселенной
Глава 13. Последние первые контакты
Глава 14. Завоевание по воле случая
Глава 15. Лошади, хетты и история
Глава 16. Черным по белому: черные и белые
Глава 17. Золотой век, которого не было
Глава 18. Блицкриг и день благодарения в Новом Свете
Глава 19. Второе облако
Книга рассматривает человека в неразрывной связи с ближайшими родственниками по эволюционной лестнице и другими видами и показывает, что он не стоит особняком, а является неотъемлемой частью природы. К недостаткам книги я бы отнёс излишнее расшаркивание перед профессиональными оскорбленцами и определённую ангажированность при подборе исторических примеров. Кроме того, некоторые части, связанные с генетикой, уже устарели. Тем не менее, всё это с лихвой окупается систематичностью и всеохватностью, что делает книгу если не обязательным, то крайне желательным чтением для всех интересующихся историей человека разумного и его местом в мире природы. Собственно им всячески её и рекомендую.
P.S. Пара цитат.
цитата
В наше время в разных уголках земного шара, в основном в районах, непригодных для земледелия, обитают несколько десятков групп так называемых «первобытных людей», например, бушмены пустыни Калахари. Как ни удивительно, оказывается, что у этих охотников, как правило, имеется свободное время, они хорошо высыпаются и трудятся не больше своих соседей-земледельцев. Так, известно, что в среднем на добывание пищи у бушменов уходит в неделю от двенадцати до девятнадцати часов; многие ли из моих читателей могут похвастать такой короткой трудовой неделей? Как сказал один бушмен в ответ на вопрос, почему его племя не последовало примеру соседних племен, занимающихся земледелием: «Зачем сажать, если в мире так много орехов монгонго?»
цитата
Существует как минимум три группы причин, которыми может объясняться выявленный в ходе этих исследований вред земледелия для здоровья. Во-первых, рацион охотников и собирателей был разнообразен и содержал достаточное количество белка, витаминов и минералов, тогда как большая часть пищи земледельцев готовилась из крахмалосодержащих культур. Собственно, земледельцы получали доступные калории, жертвуя при этом качеством питания. В наши дни лишь тремя культурами с высоким содержанием углеводов — это пшеница, рис и кукуруза — обеспечивается более пятидесяти процентов калорий, потребляемых человеком.
Во-вторых, у земледельцев, чье благосостояние зависело от одной или нескольких культур, с большей вероятностью, чем у охотников, мог наступить голод, — это происходило в случае, когда одна из культур не давала урожая. Помимо голода в Ирландии, вызванного неурожаем картофеля, можно привести еще много примеров из истории человечества.
Наконец, значительная часть наиболее опасных инфекционных заболеваний и паразитов человека смогла получить распространение только после перехода к сельскому хозяйству. Эти смертельно опасные заболевания сохраняются исключительно в обществах, где люди живут скученно, недоедают и ведут оседлый образ жизни, постоянно заражаясь друг от друга и через сточные воды. Так, бактерии, вызывающие холеру, не могут выжить в течение длительного времени вне человеческого тела. Распространяется это заболевание через питьевую воду, зараженную фекалиями больных. Корь в небольших популяциях исчезает, едва большинство ее потенциальных носителей либо умирает, либо вырабатывает иммунитет; но там, где население составляет не менее нескольких сотен тысяч, болезнь может существовать неопределенно долго. Такие массовые эпидемии не могут происходить в небольших, удаленных группах охотников, часто переходящих на новую стоянку. Туберкулез, проказа и холера должны дождаться возникновения земледелия, тогда как оспа, бубонная чума и корь появились только в последние несколько тысячелетий, когда стали развиваться большие города.
Андрей Круз, Мария Круз «Ар-Деко. Своя игра»
Вторая книга цикла «Ар-Деко» (о первой я писал ранее). Авантюрный роман с фэнтезийным оттенком в альтернативно-историческом антураже. Об антураже я писал, отзываясь о первой книге, и в этом плане ничего не изменилось. Изменились обстоятельства главного героя Поля Высотски. Если в первой книге он благородный взломщик, ворующий исключительно у воров, то во второй Поль заводит честный бизнес по торговле автомобилями и намерен женится на танцовщице, в которую влюбился в первой книге, и которой помог сделать карьеру. Однако бурное прошлое не желает расстаться с героем так просто. Долги разного рода следует отдавать и Полю приходится вновь, на некоторое время, взяться за старое...
Как и первая книга, увлекательный боевик со множеством неожиданных поворотов и ходов. К сожалению, потенциально многобещающая альтернативно-историческая линия развития не получила. Впрочем, конец достаточно промежуточный и позволяет писать цикл дальше, но можно ограничиться и двумя уже написанными книгами.
Рекомендую любителям ненапрягающих авантюрных романов.
P.S. Из примечания к тексту узнал, что оборот «cat house», в прямом переводе «кошкин дом», имеет значение «бордель». После обретения этого знания сказка Маршака приобрела для меня некие недетские оттенки смысла.
Дэниел Абрахам, Тай Френк «Пробуждение Левиафана»
Первая книга цикла «Пространство (Expanse)". Опубликовано под коллективным псевдонимом Джеймс Кори. Космическая НФ. Действие происходит лет через двести от нашего времени. Параллельно развиваются две сюжетные линии. Первая — Джима Холдена, который с тремя соратниками, бывшими членами экипажа водовоза «Кентербери», попавшего в засаду в засаду и уничтоженного со всеми людьми, ищет злодеев, которые это сделали. Джим — землянин, «почти праведник», правдолюб и правдоруб, верящий в силу гласности, и из-за этого порой совершающий глупости. Джим — капитан, а команда подобрана по классическому квестовому принципу: классный пилот — марсианин, классная механик — астероидянка, и классный боец — землянин. Вторая линия — Джозефа Миллера, детектива с Цереры, которому начальство поручило в качестве побочной работы найти молодую женщину Жюли Мао, сбежавшую из дома дочь очень богатых родителей. Детектив Миллер — человек битый жизнью и руководствующийся скорее понятиями, чем писанными законами (как, впрочем, и все его коллеги) — персонаж вполне нуарный. И как положено нуарному персонажу сохраняющий в глубине души веру во что-то светлое и доброе. Этим светлым и добрым в его случае становится упомянутая Жюли Мао, которую он продолжает разыскивать по всей Солнечной системе вопреки обстоятельствам и даже прямому приказанию начальства. Поначалу линии персонажей идут параллельно, но постепенно начинают переплетаться, а события романа приобретают всё более непредсказуемый оборот...
Взялся за эту книгу после просмотра двух сезонов сериала «Экспансия» (мои отзывы: о первом и втором сезонах), чтобы сравнить увиденное с первоисточником. Должен заметить, что авторы сериала достаточно бережно обошлись с литературной основой — события первого сезона сериала в основном точно повторяют события книги. Правда несколько смещены акценты в образах героев и подкорректированы мотивы некоторых их поступков. Кроме того, оказалось что пара дурацких неестественно выглядящих поступков персонажей добавлена сценаристами и в романе отсутствует. Плюс в романе полностью отсутствует линия замгенсека ООН Хрисьен Авасаралы. Думаю, что её вставили в первый сезон сериала из второго (или ещё какого-нибудь) романа цикла, но в сериале линия смотрится весьма органично. В общем, бережное отношение к первоисточнику плюс грамотный подбор актёров и качественная работа костюмеров, декораторов и прочих создателей визуального — залог успешного сериала.
Как и сериал рекомендую всем любителям остросюжетной НФ. В каком порядке смотреть/читать несущественно.
P.S. Пара цитат.
цитата
Наоми обмякла, шумно выдохнув.
— Понимаешь теперь, почему мне нельзя командовать, — проговорила она.
— Не любишь принимать решения при недостатке информации?
— Я бы сказала, мне не хватает самоубийственной безответственности, — усмехнулась она и принялась неторопливо устанавливать на место крышку передатчика.
цитата
— Люди говорят о войне? — спросил Миллер.
— Часто, — ответил миссионер.
— Кто-нибудь видит в ней смысл?
— Нет. Не думаю, что в войнах бывает смысл. Это безумие заложено в нашей природе. Иногда оно дает обострения, иногда затухает.
цитата
— Люди вправе знать, что происходит, — сказал Холден. — Все твои аргументы сводятся к тому, что у людей не хватит ума правильно воспользоваться информацией.
— Хоть кто-то воспользовался хоть одним из твоих сообщений для чего-нибудь, кроме возможности пострелять в тех, кто им давно не нравился? Дав им новый предлог, ты никому не помешаешь убивать друг друга, — сказал Миллер. — Ты начал эту войну, капитан. Это не значит, что ты сумеешь ее прекратить. Но ты должен попытаться.
цитата
— И никто о нем не знает, — сказал Фред, затем заговорил мягче. — Я понимаю, что это жестоко, но мне не нужен живой человек со всеми его сложностями. Мне нужен символ Пояса. Икона.