Кшиштоф Пискорский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Кшиштоф Пискорский "Тенеграф": Фламенко с Тенями
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кшиштоф Пискорский «Тенеграф»: Фламенко с Тенями

Статья написана 15 ноября 2017 г. 04:06

Местами было очень интересно, но местами этот интерес падал ниже допустимой для авантюрного романа отметки. И это плохо, поскольку романы такого толка- это чистое приключение, где все, даже трагедии, происходят со злой веселостью, на кураже. Потому так любимые сегодня самокопания героев и долгие, мелкие подробности и нудные объяснения здесь совершенно неуместны. Но судить вам: Кшиштоф Пискорский «Тенеграф»


Есть чудесная сказка Шварца о тени, которая сбежала от человека и зажила своей темной жизнью. История печальная и умная, как все сказки Шварца, рассказывающая о нашей «теневой» стороне бытия, которая есть у всех, даже самых хороших и светлых людей.

Пусть и старая, как мир, но по -прежнему очень притягательная идея двух миров Света и Тени, каждый из которых является отражение другого и все происходящее в обоих мирах тесно связано между собой, хотя их обитатели этот факт упорно игнорируют. Пугающий и такой чарующий мир, где в тенях прячется неизвестное, и чем гуще эти тени, тем опасней. А когда тени самые густые? Да-да, когда ярко горит свет, когда грани становятся четче и антагонизм жестче. Зато в полумраке, в отсветах звезд и луны все размывается и соединяется в единое целое.

А какие возможности открываются! Мгновенные перемещения через грань света-тени, и причем не только в плане улучшения транспортной доступности, но и нетрадиционных применений: подслушивания-подсматривания, и даже для вывода преступности и шпионажа на совершенно новые уровни развития.

И еще более чарующим этот мир обещает стать, если добавить ему нотки романтики. Вот хоть режьте меня, хоть отдавайте густым теням, но звон шпаг и рапир накрепко связаны в моем сознании с благородными и мужественными кавалерами, которые, несмотря на яркие камзолы, кружева, перья и банты, были все же много мужественней, чем лишенные этих украшений(или вновь обретшие их по вселенским законам изменчивой моды) нынешние представители когда то сильной половины Человечества.

Ох уж эта романтика, которая просто требует, чтобы держащий удлиненное колющее оружие господин был благороден если не по крови, то по мыслям и поступкам, ловок, быстр, смел до безрассудства. И он должен, просто обязан, быть фанатиком фехтования.

И даже если наш герой отрицателен, требования к нему не снижаются. Даже злодей должен быть достоин героя положительного, отличаясь манерами, мастерством и определенной харизмой. Не повредит и тем и другим нотки мрачной таинственности в виде пары скелетов в шкафу, трагичной любви или кровавого военного прошлого.

Понятно, что такие герои должны быть помещены в ожидаемые декорации: замки, короли и королевства, интриги двора, тайные службы, дамы и кавалеры. И магия тут не в колдовском использовании теней, а в узких улочках, на которых волнуется человеческое разнообразие, на которых так звонко перекатывается звон шпаг, в темных тавернах с их морем вина и опасными постояльцами, в разрушенных монастырях с их темными тайнами, в парусниках, привезших из дальних стран не только товары, но и новые опасности.

В этом плане все очень удачно. Герой- мастер клинка, харизматичный и благородный, более похожий на уставшего и мрачного Атоса, чем на молодого Д Артаньяна с его бьющей через край энергией. Его двойник, обретающий новую жизнь в светлом мире и познающий ее разные стороны. Таинственные события, которые закручиваются вокруг прибора тенеграфа, который приоткрывает тайну взаимосвязей между миром света и миром тени. Весь этот замес постоянно взрывается целым каскадом событий на узких улицах, мощеных площадях и величественных дворцах со схватками, погонями, смертями, любовью, предательством , интригами и тайнами.

В этом плане все, казалось бы, очень и очень неплохо. Однако есть и некоторые вещи, которые портят впечатления. И главное – нудные и неоправданно длинные объяснения законов теневого мира и его взаимосвязей с миром света, когда автор вроде бы и старается объяснить все ясно и четко, но только запутывает все еще больше.

Вся притягательность авантюрного романа – в его легкости. Это вам не тяжеловесное махание мечом, кровавое и грязное. И не выстрел из пистолета, не менее кровавый и абсолютно лишенный изящества. Авантюрный роман- это легкий и точный укол, изящно отправляющий злодея в небытие. Это не медленное кружение или буйный пляс, а страстный танец фламенко, где каждая фигура отточена до совершенства, а каждая поза и жест имеют смысл. И вот этой мастерской легкости, которая бы поднимала на волну интереса в самом начале повествования, беспрестанно кружила в вихре приключения в середине, и мягко опускала тебя на землю в финале- довольного и счастливого- этого автору достичь не удалось. Хотя концовка подразумевает, что не все еще потеряно, и мы еще вернемся потанцевать смертельный танец со Светом и Тенью.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

Следующие статьи будут посвящены «Теням истины» Брендона Сандерсона и «Семиевию» Нила Стивенсона





337
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 08:53
Пока повременю с покупкой. Отзывы какие-то неоднозначные. Складывается впечатление, что перехайпили немного поляков в последнее время.
А вот про Шварца есть вопрос. Я ничего из его творчества не читал. Недавно вышел сборник повестей и рассказов. Стоит эта книга внимания? Интересно он пишет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2017 г. 15:43
Евгений Шварц — шикарен. ИМХО, его пьесы «Дракон», «Тень» и «Обыкновенное чудо», а также полудетскую «Снежную королеву» должен прочесть каждый.

Пискорский ближе к Реверте, а не Дюма. Вот у того — кураж и легкость, парам-пам-пам, мадемуазели и кружева.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 10:11
Большое спасибо за ответ!


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 09:45
Полностью согласен с мнением автора. Начали за здравие... И по поводу «перехайпили поляков» тоже согласен. До уровня Сапковского не дотянул ни один пока что.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2017 г. 15:44
А кого из зарубежных авторов вы бы поставили в один уровень с паном Сапковским?)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2017 г. 01:12
Трудно ответить на такой вопрос. Я ведь сравнивал поляков с поляками, а тут... Имеется в виду зарубежные авторы современные, или вообще? По уровню мастерства (условно), или по схожести стилей? Короче, не задумывался над этим вопросом. Сапковский очень своеобразный, не приходит аналогия на ум. По моей шкале «нравится» Сапковский на самом верху, рядом плюс минус десяток авторов разных лет, стилей и направлений.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2017 г. 14:10

цитата fathersergiy

По моей шкале «нравится» Сапковский на самом верху, рядом плюс минус десяток авторов разных лет, стилей и направлений

Я и хотел намекнуть, что зарубежных авторов уровня Сапковского наберется очень и очень немного:) Поэтому требовать или ждать, что очередной поляк достигнет этой планки можно, но шансы крайне низкие. Это как требовать от всех британцев, чтобы писали не хуже Аберкромби — а как по мне, и он тоже не дотягивается до Сапковского. Поэтому шкала измерений хуже/лучше Сапковского слишком гипертрофированная, не по ней мерить надо)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 2017 г. 17:06
В принципе, согласен. Вообще, имел в виду — и близко не стоят, не точно выразился, короче. Но и это не главное:-) Хотелось выразить досаду от обманутых ожиданий. Очень мало появляется авторов, способных доставить удовольствие от чтения так, как старые, добрые, любимые. Такой был вброс по поводу поляков, а получилось как всегда — ни то ни се. Разве что Гжендович более-менее:-(


Ссылка на сообщение15 ноября 2017 г. 11:06

цитата fathersergiy

До уровня Сапковского не дотянул ни один пока что.

Упаси боги :-))) Мало что ли сумерков наплодили за всю историю литературы). Очень хорошо, что поляки такие разные все, классная серия.
С рецензией полностью согласен — как всегда уважаемый с автор снял с языка все слова и добавить нечего, спасибо :beer:


⇑ Наверх