Ну сколько уже можно делать обзоры мало- или вовсе неизвестных произведений мало- или вовсе неизвестных авторов! Уже и произведения, и авторы начинают заканчиваться, поэтому остается либо обозревать что-то более известное (см. предыдущий пост), либо придумывать нечто иное.
В этот раз попробую провести анализ известных мне произведений-продолжений «Мифов Ктулху» и выявить самое лучшее. Лавкрафта, равно как и Дерлета, здесь нет и не нужно. Они у нас отцы-основатели (первый — как Создатель, второй — как Оформитель, так как именно Дерлет ввел в обиход термин и собрал разрозненные произведения в цикл).
А в корпус обозреваемых произведений попадают творения как самых старых авторов (Ф. Б. Лонг, Р. И. Говард, К. Э. Смит, Р. Блох), так и современных (Б. Ламли, Н. Гейман). Не попадают сюда русскоязычные авторы по причине того, что по теме я читал пока только рассказ Ш. Врочека «Высокий прыжок» (к слову, он мне не понравился), и в обозримом будущем прочту разве что «Дагор» М. Галиной.
* * * * * * * * *
Все нижеследующее является моим личным мнением. Совпадение или несовпадение с чужим мнениям является случайным.
В межавторский цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» включено много произведений, как непосредственно эксплуатирующих лавкрафтовские идеи и образы, так и опосредованно относящихся к циклу, а также просто написанных в ключе Лавкрафта или отнесенных к этому циклу Дерлетом, Картером либо другими авторами.
Уже самое первое продолжение «Мифов Ктулху» было написано другом Лавкрафта Фрэнком Белнапом Лонгом в 1928 году. Это был рассказ «The Space-Eaters». Год спустя в мартовском номере журнала «Weird Tales» появляется рассказ «Псы Тиндала» — второе произведение, эксплуатирующее вселенную Лавкрафта. Автор его — снова Фрэнк Белнап Лонг.
Если и есть среди продолжений произведения, нисколько не уступающие оригинальным творениям Лавркафта, то этот рассказ как раз из их числа. Трудно описать восторг, с каким я впервые прочитал «Псов Тиндала». И так же трудно сказать, чем именно он мне нравится. Скорее всего, «по совокупности». Рассказ действительно достойный, очень мало таких среди «Мифов...»
В том же 1929 году в том же «Weird Tales» выходит «Королевство теней» Роберта Говарда. Это первый опубликованный рассказ о Кулле, не имеющий ничего общего с «Мифами Ктулху». Но Лин Картер (если не ошибаюсь) посчитал иначе, и присовокупил это достойное произведение к циклу. Сделал он это на том основании, что в рассказе упоминаются змеелюди, которые позже были включены в бестиарий Мифоса.
Отнесение «Королевства теней» к циклу спорно. На мой взгляд, этому произведению там совершенно не место, так как это даже хоррором сложно назвать (хотя элементы присутствуют), а «Мифы...» — почти сплошь хоррор. Сам автор, разумеется, никоим образом не соотносил свой рассказ с творениями Лавкрафта. Но, тем не менее...
После этого видим следующие произведения цикла только в 1931 году. Снова Фрэнк Белнап Лонг («The Horror from the Hills») и Роберт Говард («Дети ночи»; первый не слишком удачный рассказ автора, написанный под впечатлением от произведений Лавкрафта). «Подключается» и Кларк Эштон Смит. В его рассказе «The Return of the Sorcerer» упоминается Necronomicon, ну, и атмосфера вполне соответствует лавкрафтовской.
Далее дело пошло живее: стали появляться рассказы, по большей части не напрямую относящиеся к мирам Лавкрафта, но, несомненно, написанные под впечатлением от его прозы. Здесь отличились Роберт Говард и Кларк Эштон Смит, которые опубликовали в период с 1931 по 1934 годы по 5-6 произведений, так или иначе связанных с лавкрафтовской прозой. А в 1935 и 1936 годах к числу «мифотворцев» присоединяются Роберт Блох и Генри Каттнер соответственно.
Пожалуй, самый известный «миф» Блоха, рассказ «Звездный бродяга», опубликован в 1935 году. Надо сказать, я не очень люблю это произведение и считаю его неудачным (хотя, надо отдать должное, он не совсем безнадежен). Написанные позже «Куколка» и «Записки, найденные в пустом доме» гораздо лучше, по-моему. Первый «миф» Каттнера, выпущенный в 1936 году, назывался «The Secret of Kralitz». К сожалению, из числа подобных произведений Генри Каттнера на русский язык переводился только рассказ «The Salem Horror» (сетевой перевод: «Ужас Салема»), который довольно-таки хорош, по моему мнению. Хочется еще что-нибудь почитать, но пока — увы...
После смерти Лавкрафта интерес к теме поутих, и 1940-е, и 1950-е годы прошли почти без новых «мифов». Разве что Роберт Блох создавал произведения, действие в которых происходило в мире Лавкрафта. Но в конце 1950-х годов появляется новый автор, внесший ощутимый вклад в «мифы», — Рэмси Кэмпбелл. Из его более чем двадцати творений, вдохновленных Лавкрафтом, на русский язык ничего пока не переведено, увы... Почитать эти произведения было бы интересно.
Конец 1960-х годов ознаменовался появлением еще двух «мифотворцев» — Колина Уилсона и Брайана Ламли. Романы первого «Паразиты сознания» и «Философский камень» я пока не читал, хотя они меня весьма интересуют. Жду от них чего-то необычного и когда-нибудь надеюсь прочитать. А вот «мифы» Ламли доводилось читать. В сборник «Из глубины» вошли четыре произведения, все так или иначе относятся к «Мифам Ктулху». Все эти повести, в общем-то, на одном и том же уровне — надо сказать, довольно высоком! Пишет Ламли интересно и увлекательно. Недавно вышедший сборник еще не читал, поэтому ничего по нему сказать не могу.
С 1970-х годов или даже раньше количество произведений, основанных на мифологии Лавкрафта, стало увеличиваться в геометрической прогрессии. Подключились Лин Картер, Ричард Тирни, Роберт Прайс и другие авторы, создававшие не только собственные произведения, но и занимавшиеся дописыванием незаконченных вещей корифеев — Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита...
В конце 1980-х годов приложил руку к расширению цикла и Вольфганг Хольбайн. Его произведений я не читал (только начинал когда-то давным-давно «Легион хаоса»), но слышал почти исключительно отрицательные отзывы. А начиная с 1994 года пишет «мифы» и нелюбимый мною Нил Гейман. Среди его рассказов, основанных на мифологии Лавкрафта, могу выделить разве что «Просто опять конец света». Остальные совсем не порадовали.
Вот так получается... Лучшим продолжением считаю рассказ Фрэнка Белнапа Лонга «Псы Тиндала». В целом мне больше нравятся старые «Мифы» от друзей и современников Лавкрафта, нежели произведения авторов, начинавших в 1950-1960-е годы и позже.