Как вы знаете, я довольно пристально слежу за всеми информационными статьями о книжной индустрии в России. И особое внимание я уделяю интервью Олега Новикова, генерального директора крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ». По сути, мнение монополиста на рынках бумажных продаж/официальных электронных продаж/рынка аудиокниг/учебной литературы/владельца большинства книжных магазинов в нашей стране — это голос индустрии. Но в последнем интервью Олега Евгеньевича "http://expert.ru/expert/2017/22/v-ozhidan...">В ожидании бестселлера", которое он дал для журналу "Эксперт", изобилует массой неточностей. Нет, я не утверждаю, что господин Новиков говорит неправду, я допускаю тот факт, что он может просто не знать всех аспектов подвластной ему структуры. Поверьте, холдинг, управляемый Олегом Евгеньевичем, действительно огромный. И лично знать все аспекты его жизни просто невозможно. Итак, давайте разберем несколько тезисов из интервью и после я укажу, в чем именно заключаются ошибки и сделаю уточнения по некоторым пунктам.
http://ic.pics.livejournal.com/piterhandr...» title="Безымянный» width="600» />
В.С. и Е.Н. — Вячеслав Суриков и Елена Николаева
О.Н. — Олег Новиков
* — мои примечания
В.С.: Есть ли какой-то универсальный набор требований, руководствуясь которыми издательство принимает рукопись для печати?
О.Н.: Издательство или берет текст, или не берет, и если мы готовы рисковать, то, как правило, все равно платим аванс. Для начинающего автора аванс небольшой, двадцать-тридцать тысяч рублей, и он идет в счет роялти.
* Во-первых, система авансов для начинающих авторов уже не актуально в холдинге «Эксмо-АСТ» почти полгода как. Более того, авансы больше не выдают большинству старых авторов. Во-вторых, озвученная сумма — это максимальный гонорар, который сейчас могут получить дебютанты, но и то — он действительно формируется за счет роялти с реализации. Так что зачастую автор-новичок получает за свою первую книгу меньшую сумму + отдает права на текст на 3-5 лет + отдает на аналогичный срок права на продажу аудио и электронных версий книги.
О.Н. В договоре прописывается процент отчислений, которые автор получает от продаж: в среднем от восьми до двенадцати-четырнадцати процентов.
* Опять же, большинству авторов по договору полагается не процент от продаж, а фиксированная сумма за продажу каждого экземпляра. Тут цифры могут быть разными. Кто-то получет и 5 руб. за 1 экз., кто-то 25 рублей. Кстати, запомните слова Олега Евгеньевича про 8-12-14% полагающиеся автору.
В.С.: Но есть такие звезды, как Дмитрий Быков: он публично говорит, что писательская деятельность в России не может быть по уровню доходов основным видом заработка. По сравнению с ситуацией, которая складывается в книжной индустрии в развитых странах, это и в самом деле бросается в глаза.
О.Н.: Дмитрий Быков не самый продаваемый автор, хотя, конечно, востребован. Его тиражи — тридцать-сорок тысяч.
* Я, конечно, не хочу никого огорчать, но тиражи Дмитрия Быкова с 2014 по 2017 всего один раз превысили планку в 5 000 экз., а так это или 2-3 тысячи или вообще печать по требованию.
О.Н.: У нас есть авторы, которые продаются тиражами в полмиллиона экземпляров в год. Сейчас тираж Донцовой порядка полутора миллионов, и это совсем другой объем.
* Открываем отраслевой доклад за 2016 год и видим следующее: Дарья Донцова — 1 308 500 экз., Татьяна Устинова — 762 500 экз., Татьяна Полякова — 715 000 экз., Екатерина Вильмонт — 566 000 экз... и на этом всё, больше никому из отечественных авторов не удалось преодолеть планку в полмиллиона экземпляров в год.
O.C.: Принципиальная разница с зарубежной практикой выплат связана с тем, что у нас средний тираж ниже, чем в развитых странах. Средний тираж в России находится на уровне Польши — четыре с половиной тысячи, хотя население у нас существенно больше. А при таких тиражах очень тяжело заработать и издательству, и автору.
* Средний тираж в Польше — 2 000 экз. А 4500 экз. для них это уже отличные продажи и популярная книга. 20 000 экз. для Польши — национальный бестселлер. И при тираже в 3000 экз. автор в Польше заработает в два-три раза больше, чем за аналогичный тираж в России. Вообще, сравнение по национальный рейтингам в тиражном исчислении — не корректно более чем полностью. Например, в Болгарии книга вышедшая тиражом в одну тысячу экземпляров — уже национальный бестселлер :)
В.С.: Получается, что модель эффективного экономического существования отдельного автора заключается в том, что он должен как можно больше писать. Вы приводите в пример Дарью Донцову, а это одна книга в три-четыре месяца?
О.Н.: Я уточню: одиннадцать книг в год.
* Я уточню: в 2016 году у Дарьи Аркадьевны вышло 123 наименования (новинки + переиздания, но без учета дополнительных тиражей). В принципе, Донцова давно может себе позволить не писать новых книг в принципе (но мы знаем, что новинки будут) и жить исключительно на переиздания.
О.Н.: ...Вопрос не только в количестве написанного, но и в качестве: даже сто книг тиражом в три-четыре тысячи менее интересны, чем одна тиражом в сто-двести тысяч. Вот почему мы все-таки ориентируемся на создание бестселлеров. Это книги, которые продаются тиражом от тридцати до пятидесяти тысяч, хотя четкого определения, конечно, нет.
* Вот прям золотые слова, я был бы готов подписаться под ними. Но к сожалению, холдинг "ЭКСМО-АСТ" так не делает. Основной ориентир и задача у редакторов: создание однотипных серий-клонов. Т.е. бизнес у крупнейшего издателя страны ориентирован как раз на выпуск 100 книг тиражами в 2-3 тысячи экземпляров. И я совершенно не понимаю, почему слова расходятся с делом? Вот решительно не понимаю :( Даже прочтя следующие абзацы в интервью:
О.Н.: Выпуская книгу тиражом в две-три тысячи экземпляров, мы практически ничего не зарабатываем.
* Хорошо, открывает наш любимый отраслевой отчет: в 2016 году тиражами до 500 экз. было издано 56 379 наименований (48,2% от всего ассортимента); тиражом до 1000 экз. — 8 567 (7,3% от всего ассортимента). Т.е. 55,5% ассортимента точно за порогом ликвидности. И у меня возникает вопрос, который за меня задал интервьюер:
Е. Н.: Зачем тогда?
О.Н.: Молодые авторы, новые рукописи — это часть бизнеса и часть того, что надо делать, чтобы это было хотя бы не убыточно, но заработка от них ждать не стоит.
* Т.е., мы издаем много молодых авторов убыточными для нас тиражами в однотипных сериях, в результате чего их книги не продаются и лежат на складах — для того чтобы сотрудничать с молодыми авторами, чьи книги мы будем издавать мизерными тиражами в однотипных сериях... Вам не кажется, что где-то тут нарушается логика?
О.Н.: А вот дальше есть авторы, которые издаются тиражом от пяти до пятидесяти тысяч, — с ними мы и работаем. Инвестируем в их продвижение, а они приносят нам прибыль и увеличивают объемы продаж.
* Я не хотел бы расстраивать Олега Евгеньевича, но редакции холдинга «Эксмо-АСТ» уже три года как не вкладывают средства в рекламные бюджеты по индивидуальной раскрутке авторов. Собственно, сейчас даже серии не рекламируют (все что есть — это инициатива самих авторов, реализующиеся на средства самих авторов).
Е.Н.: Какая доля затрат приходится на каждый этап производства книги?
О.Н.: Приблизительно двенадцать процентов — доля авторских отчислений.
* Опять про проценты. Ещё раз, если хочется в процентах: сейчас автор-новичок получает в среднем от 2 до 10%. Авторы-середнячки от 10 до 20%. У топовых авторов свои условия. Но, я ещё раз повторю: большинство авторов, издающихся как в холдинге «Эксмо-АСТ», так и в других бумажных издательствах, получают в среднем 5% от продаж.
Е.Н.: С ума сойти! Это сколько книг надо продавать в год, чтобы платить за аренду?
О.Н.: На самом деле это интересный и успешный бизнес (...) Что интересно: Amazon тоже решил открывать книжные магазины офлайн. То есть хотя и предрекали смерть книжной рознице, выяснилось, что она тоже может быть эффективной.
* Я настойчиво рекомендую: расскажите кто-нибудь Олегу Евгеньевичу о реальной подоплеке истории с офлайновыми магазинами Амазона. Я не стану в третий раз писать об этом подробно, просто дам ссылки: http://piterhandra.livejournal.com/920342...»>раз и http://piterhandra.livejournal.com/929125...»>два.
В.С.: Мы видим, что в музыкальной индустрии произошли глобальные изменения: физические носители практически исчезли. За счет чего держится книжная индустрия? Почему на этом рынке все-таки все еще востребован бумажный носитель?
О.Н.: ...На Западе не было фактора электронного пиратства, поэтому электронные книги там стоят столько же, сколько бумажные.
* Уф... именно поэтому американская книжная индустрия каждый год проводит мониторинг ущерба от электронного пиратства — потому что его, оказывается, там и не было. А Партия пиратов Германии (Piratenpartei Deutschland (PIRATEN)) нам всем приснилась. Ну как так-то... у меня нет слов. Просто так нельзя грубо ошибаться в своих интервью. Подобные ошибки подрывают мнение об экспертности и авторитетность...
Е.Н.: Вы делаете на это ставку? На какие данные вы опираетесь?
О.Н.: В США аудиокниги занимают пять процентов рынка.
* По разным оценкам от 12 до 20%. Действительно интересно, на какие данные опирается Олег Новиков? Лично я изучаю полугодовые и квартальные отчеты Амазона и участников "Большой Пятерки".
В.С.: На примере редакции «Эксмо non-fiction» мы видим, насколько успешным может быть издательство в продаже авторских прав за рубежом. Возможно ли этот опыт растиражировать на остальные редакции?
О.Н.: Общепринятая мировая практика такова, что продажами прав занимаются агентства. Сегодня невозможно гарантировать автору, что мы его права продадим зарубежным издательствам, соответственно, у нас нет оснований приобретать у него эти права, потому что мы не готовы платить за международные права.
* Только один момент — права на перевод и издания за рубежом "автоматом" указаны в договорах «Эксмо-АСТ». Да, если автор попросит, этот пункт удалят и оставят права на переводы за ним.
В.С.: Как вы сами оцениваете ситуацию, когда выход книги уже не становится событием?
О.Н.: Если бы в стране издавалось сто-двести книг в год, как когда-то, то, понятное дело, каждая могла бы стать событием. Мы выпускаем порядка двадцати тысяч наименований в год, а всего в стране выходит сто тысяч наименований — по этому показателю мы в пятерке ведущих стран. И ограничивать их количество никак не хочется: у читателя должна быть возможность выбора. За такое многообразие мы боролись долгие годы, и нет смысла от него отказываться.
* Количество наименований — не показатель успешности и результативности. Но, это так, к слову.
В.С.: А вы видите ее решение? Или продолжите наращивать многообразие?
О.Н.: У нас ассортимент сейчас не растет. Средний тираж уже на пределе.
* Я, конечно дико извиняюсь, но ассортимент такие продолжает расти. Да, недавно произошли перестановки в руководстве и топ-менеджменте холдинга. И часть серий пообещали закрыть. Но почему-то сразу же проанонсировали новые серии. Которые также будут выходить тиражами на 2-3 тысячи экземпляров без всякой рекламной поддержки...
О.Н.: Основные наши усилия направлены на то, чтобы стать ближе к нашим читателям.... Например, сегодня, выпуская книги, наши редакторы делают не только анонсы, но и буктрейлеры и рассылают их нашим партнерам.
* Буктрейлеры? Вы серьезно? 2К17 на дворе, а редактора и рекламный отделы считают что книги можно продвинуть благодаря показавшему себя одним из самых затратных и неэффективных методов — буктрейлеру? Нет, ну правда? А рекламировать книги по радио не предлагают? А с помощью рассылок на пейджеры? Или с помощью листовок в почтовые ящики?..
О.Н.: В целом можно сказать, что сегодня на развитие отрасли мы смотрим со сдержанным оптимизмом.
* Я тоже. И оптимизма у меня прибавиться, если хоть кто-нибудь обратит внимание на мою статью, перепроверит (если считает нужным) данные и сделает соответствующие поправки и выводы.
Всем любви и добра! Извините, если кого случайно обидел.
Ваш Н.А.