Рецензия содержит раскрытие отдельных сюжетных линий фильма.
Итак, новый фильм Фёдора Бондарчука прошёл по стране и миру и, пока шёл, успел расколоть зрителей, во всяком случае отечественных, на два лагеря:
— одним показалось, что это: годно, другим: го*но.
— одни узрели серьёзный социальный посыл, другие – чернуху и позор перед мировым сообществом;
— одни считают, что молодёжь показана реалистично, другие – где вы видели такую молодёжь...
— Бондарчук наконец-то снял интересно и с сюрпризом – Бондарчук в очередной раз снял лажу, да вдобавок обманул ожидания...
Примкну к тем, кому фильм понравился. В части съёмок-спецэффектов сработан старательно, актёры тоже сделали всё от них зависящее. Эту старательность легко принять за очередную попытку допрыгнуть до Голливуда, который всякий раз успевает уйти ещё дальше. Но если приглядеться к сюжету и героям, станет ясно, что подражание не Голливуду, а скорее фильмам категории Б. И уж на неё-то «Притяжение» тянет, причём на очень качественную, прямо Б+. Для А сюжет трэшеватый – достаточно попробовать изложить любую отдельную сцену своими словами, и это станет очевидно. Уже в начале, когда «инопланетный корабль сносит верхушку дома, и главные герои чуть не падают вместе с койкой с двадцатого этажа» – узнаётся клише недорогих фильмов: катастрофа-погоня, стены жилого дома рушатся, и обязательно попадается или спальня с парочкой в койке, или туалет, где кто-то устроился с газеткой.
Именно категория фильма объясняет все моменты, которые возмутили одних и показались естественными или симпатичными другим. Герои трогательно нелепы и противоречивы в своих поступках, есть как будто с улицы приведённые персонажики: тётка «взяла пять литров, супчик сварила», му**ла депутат «гуд ивнинг» и врач «зря повязку сняла», бабуся, постящая «тарелку», пока актуально; события непредсказуемы, хотя и предположимы, предметы используются странным образом или обнаруживают неожиданные свойства – та же койка, зацепившаяся незнамо как и не упавшая, или погрузчик для перевозки раненого. Даже пепел, трое или пятеро суток парящий в Зоне, играет на атмосферу.
В то же время это не полноценная категория Б, а её слегка прилизанный вариант – градуса трэша не хватает, есть выверенность некоторых кадров и сцен, хорошие герои хороши, а плохие – плохи обоснованно. Кое-где поддать жару, и получилось бы загляденье. Например, ушанка
(да, вот этот образ, по-моему, квинтэссенция всего фильма) слабо сыграла. Не выстрелила, так сказать. Надо было, чтобы её успел у пришельца выпросить бомжик в отделении, дав взамен какой-нибудь толковый совет – допустим, как делать розочку из бутылки. И потом бы этой розочкой удалось повредить экзоскелет или слегка поранить врагов в боевой сцене «четверо на двоих»...
Но в целом идея фильма реализована ровно так, как и надо в наше время. Настолько всё выбрано-поперевыбрано, обглодано со всех сторон по теме «первый контакт = столкновение двух культур», что любой, кто попытается сказать что-то серьёзное, весомое, рискует скатиться в морализаторство или разжёвывание очевидного. Намеренно или случайно, Бондарчук пошёл верным путём – всё наивно и оттого «душевно». Например. Землянка ведёт инопланетянина на концерт, кого бы вы думали, Макса Коржа. Многие критики спрашивали: что за дурь? Какой ещё Макс Корж? Ну а кто же ещё, не пластинку же с классической музыкой ему ставить. Иначе дальше бы подразумевалось, что инопланетянин где-нибудь у себя рассказывает ихнему Галактическому Комитету: вот, земляне не безнадёжны, у них есть классическая музыка! И те такие сразу растрогались и не стали изолировать Землю на тыщу лет. (И критики Коржа первые же скажут: буэ, штампище).
Однако за последние годы в российском кино штампы, громкие слова и биение себя в грудь так привычны, что без них кажется, будто чего-то лишили. Режиссёр это явно уловил, не зря же в трейлеры вставлена истерика Тёмы «это наша земля», которую поначалу принимаешь за героическую речь.
Ещё одну добрую традицию поддержали зрители – навязанную сверху, отвратную «борьбу за нравственность»: из отозвавшихся о фильме негативно каждый непременно возмутился если не коечной сценой (там же малолетка!), то сценой в душе (малолетка голая!), а если не сценой в душе, так сценами курения (положительные герои курят!). Или, на крайний случай, не патриотичным изображением народных масс... Причём возмущались как бы не от своего имени, а «куда смотрят министерства и ведомства, допуская это в прокат». Куда-куда. Вот на такие реплики они и смотрят, чтобы потом объявить, что все их запреты и цензуры дружно поддерживаются неравнодушными гражданами.
Впрочем, у меня тоже есть вопросы к фильму и порция критики. Вопросы больше заклёпочного характера. Например, как ГГ прошла на концерт с папиным пистолетом в сумке – вспоминаем, концерт во время военного положения. Или почему инопланетянин управлял экзоскелетом полностью раздетый, а землянин – в штанах, и на двигательных способностях экзоскелета это не сказалось. Или в чём состояло собирание Гугла в медицинский, если он боится крови и, кажется, сам об этом узнаёт впервые – неужели не пытался делать инъекции, обрабатывать раны? А что он тогда делал для подготовки к будущей профессии? Вот этот обстоятельный знающий Гугл.
Ну и критика касается собственно образов интеллектуалов. Таковых трое: учитель, Гугл и рыжий сотрудник секретного армейского НИИ:
И все трое смотрятся как лохи. Дело даже не в одежде и в причёсках, хотя..., а в выражениях лиц и манере говорить. Учитель толкает интеллигентские речи, делая драматические паузы; Гугл (которого даже учитель называет Гуглом!) исторгает тонны научных слов, сотрудник... ну вон он какой. Это даже не штамп, не пародия, а прямо издёвка над людьми. И из общего стиля выбивается.
То ли дело персонаж «Планеты страха»:
— Я учёный.
Одет-то он не лучше и причёсан не краше, а как крут. (Не будем упоминать, что он отрезает у людей, которые его подвели).
Вот если бы преподаватель ближе к финалу дал кому-нибудь из бунтовщиков в морду, а рыжий грязно выругался после пропажи шилка – сразу бы другая картинка.
Но помимо этого, каких-то особых вопросов и замечаний к фильму нет. Не потому что шедевр, а потому, что отлично ложится в свою категорию.
Вообще, кроме учёного, ассоциации с «Планетой страха» то и дело возникали при просмотре «Притяжения». Сюжетно не связанные, а так, в отдельных сценах.
Диалог двух близких людей:
Или экшен:
Но это всё уже размышления вокруг и около. А в целом, считаю, что «Притяжение» поставило свою небольшую отметочку на странице российской кинофантастики. Как там дальше пойдёт, наснимают ли вдруг «... даже лучше», или продолжат выдавать унылую патриотчину, где девочки в белых трусах не курят, сказать трудно. По крайней мере, теперь будет с чем сравнивать.