Скончался фантастиковед


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Скончался фантастиковед, библиограф и переводчик Н.Л. Мухортов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Скончался фантастиковед, библиограф и переводчик Н.Л. Мухортов

Статья написана 12 марта 2017 г. 17:21

Сергей Фёдорович Зайков с глубоким прискорбием сообщил, что 05.12.16 г. на 69-м году жизни скончался видный специалист по раритетной фантастике, основатель одноимённой темы Фантлаба, переводчик НФ Николай Львович Мухортов. Светлая память...

Он в последнее время жил один, и поэтому информация о смерти по причине оторвавшегося тромба поступила только сейчас.

Его билиографические записи по фантастике и материалы по истории фантастики, над которыми он работал в последнее время, к сожалению, не сохранились, в т.ч. — и журнал творческого литобъединения и при нём — Клуба любителей фантастики. основанного в Харькове в 1977 г.

У кого есть какие-либо материалы покойного Н.Л. Мухортова, его фото, с целью издания, пусть даже в электронке, для сохранения памяти о нём, отпишитесь, пожалуйста в  группе   https://fantlab.ru/­meeting796

******

Сегодня, когда число клубов любителей фантастики на одной шестой части света перевалило за полтысячи, мало кто вспоминает о первых ростках КЛФ-движения. Феномен КЛФ берет начало в шестидесятых, в самом их начале.

Летопись истории КЛФ – это вовсе не попытка установить приоритеты и определить, кто «самый-самый». Это, скорее, чуть грустный и отчасти тоскующий взгляд в те все дальше уходящие от нас годы, когда даже само понятие «фантастика» называлось впервые. В далекие уже шестидесятые...

Летопись КЛФ Украины мы начинаем очерком истории КЛФ Харькова. По нашим данным, именно здесь начиналось КЛФ-движение на Украине. Первый КЛФ Харькова стал, одновременно, и одним из самых первых на всем гигантском материке «от Балтики до Тихого».

1 сентября 1960 года. Пусть эта дата и не претендует на историчность, но для харьковчан – любителей фантастики она памятна. Именно тогда и состоялось первое заседание первого КЛФ Харькова. Его основателями были, конечно же, молодые ученые. Кто, как не молодые кандидаты физико-математических наук, являлись в ту пору признанными авторитетами в вопросах прогресса человечества на ближайшие тысячелетия! Физика еще прочно занимала позиции «науки номер один». Еще не остыл энтузиазм после запуска первых спутников, а до полета Гагарина оставалось меньше года...

Первым председателем первого харьковского КЛФ стал В. Каганов (ныне – доктор физико-математических наук). Первые заседания клуба собирали огромную аудиторию (большой зал Дворца студентов, где они проводились, вмещает более двух тысяч человек). Теперь такой энтузиазм и такое многолюдье разве что на сеансах экстрасенсов. А тогда...

«Похожи ли на нас разумные существа иных миров?», «Может ли машина мыслить?», «Возможна ли мгновенная передача мысли на расстояние?» – вот темы первых собраний-дискуссий клуба.

Гостями первого харьковского КЛФ были уже тогда известные всей стране писатели-фантасты Анатолий Днепров и Аркадий Стругацкий. А осенью 1965 года во Дворце студентов состоялась встреча с выдающимся фантастом Станиславом Лемом. Он был единогласно избран почетным членом клуба. По-видимому, это самое старое почетное звание во всем украинском «фэндоме». Ошеломивший его энтузиазм харьковских любителей фантастики сам С. Лем описал так:

«Там у меня было ощущение, что я просто необходим... Когда меня привезли в Харьков, то... местные ученые буквально вытащили меня из самолета и посадили в «Волгу», которая помчалась в город. Картина была забавная: я был так завален хризантемами (дело происходило поздней осенью, и других цветов не было), что сам себе казался телом какой-то очень важной персоны, которую везут хоронить. Меня засыпали грудой ужасно холодных, белых и влажных цветов, словно в День поминовения. Можно даже подумать, что для этого случая выкупили все цветы в Харькове. Я провел там два дня, но ничего не видел – не увидел даже ни одной улицы. Накануне возвращения в Москву несколько десятков профессоров и доцентов провожали меня в гостиницу, и навстречу нам попался пьянчуга, который что-то рычал и передвигался по синусоиде; и вот мои почтенные опекуны сгрудились вокруг меня, словно наседки, оберегающие выводок от ястреба, – дабы избавить меня от лицезрения неприятной действительности...».

Первый КЛФ Харькова просуществовал до лета 1966 года, но уже осенью того же года на смену ему пришел другой клуб, правда, гораздо меньший. Короткая жизнь первых клубов объяснялась очень просто: их главными энтузиастами и участниками были студенты, аспиранты и молодые ученые. А ведь студенческий и аспирантский век недолог. Это сейчас – свободные дипломы. А тогда: закончил ВУЗ – и по распределению, куда-нибудь в Сибирь... Вот и разъезжались участники первых КЛФ кто куда.

Во втором КЛФ, который собирался в Доме ученых, число «действительных членов» составляло 21. Он стал прообразом будущих творческих объединений фантастики: основу его работы составили обсуждения новинок фантастики. Кстати, именно во втором КЛФ была создана и первая общественная библиотека фантастики в Харькове. Участниками этого КЛФ были – тогда еще старшеклассники – будущие авторы фантастических произведений: С. Зайков, В. Крестьянинов, Б. Явлинский... Интересно, что в работе второго КЛФ принимал участие и будущий писатель-фантаст Юрий Никитин. Первые публикации участников этого КЛФ начнутся лет десять спустя. Второй КЛФ просуществовал меньше двух лет – до лета 1968 года.

Третий КЛФ, созданный в Харькове в 1969 году студентами и преподавателями университета, работал эпизодически и просуществовал до конца семидесятых. Кстати, его гостем был Олесь Бердник.

Событие, происшедшее в конце мая 1977 года, для Харькова уникально: впервые в литературной истории города было создано творческое литературное объединение фантастики. А вместе с ним – и новый КЛФ. Творческое объединение, получившее длиннейшее официальное название «секция фантастики областного молодежного литобъединения имени П. Г. Тычины», приютил Дом писателя. Его ревностным опекуном стал Союз Писателей Украины. Неудивительно: председателем «секции фантастики» был избран писатель-фантаст, только что принятый в ряды СПУ, – Юрий Никитин. Благодаря его энтузиазму снова собрались вместе молодые литераторы, ученые, журналисты, художники... Именно Ю. Никитин редактировал в начале семидесятых первую КЛФ-страничку – «Хроноскоп» – в областной комсомольской газете «Ленiнська змiна».

Обсуждение новых произведений за «круглым столом», стремительные «брейсторминги», – «мозговые штурмы», для генерирования принципиально новых фант-идей, – все это принесло немедленные результаты. Объединение оказалось, по крайней мере, до сих пор, самым устойчивым в Харькове. Оно существует и поныне. За почти полтора десятилетия работы его постоянные участники (а их никогда не насчитывалось одновременно больше 20–25) опубликовали уже более сотни произведений, в том числе и за рубежом, вышли первые книги у Е. Филимонова и В. Эвентова. Творчество участников секции фантастики заслуживает отдельного рассказа. Интересно, что, начав работать в «годы застоя», секция помогла опубликовать первые произведения более чем десятку авторов, не оцененных «центральной» литстудией. Изгои традиционных литобсуждений приходили в секцию фантастики и тотчас находили здесь полнейшее понимание коллег. Так секция «открыла» А. Печенежского, А. Калинина, Ю. Романова, И. Савенко...

Секция фантастики оказалась тем стержнем, вокруг которого группировались в городе все энтузиасты фантастики, – вплоть до того времени, когда новые КЛФ начали расти, как грибы. В том числе и на харьковской почве. В конце восьмидесятых в Харькове одновременно уже три КЛФ: возрожденный клуб при Доме ученых, большой и энергичный КЛФ авиационного института «Червона ракета» (его основатель и председатель – Григорий Черепащук – один из крупнейших собирателей фантастики не только в Харькове, но и, наверняка, во всей Украине) и небольшое объединение энтузиастов фантастики «Блистающий мир» при клубе ПО «Завод имени Малышева» (председатель – Валерий Субботин). Группы энтузиастов и любителей «фантастики собираются на заводах и в институтах. Некоторые из них оформляются в «КЛФ. И тогда в обширном «союзном» «Справочнике КЛФ» появляется новый адрес.

В июне 1991 года по каналу харьковского «Альтернативного ТВ» прозвучало объявление о первом собрании еще одного КЛФ, на этот раз общегородского и областного, – регионального. КЛФ «Контакт» собирается в конференц-зале городского планетария дважды в месяц, но пока о результатах его работы говорить преждевременно: заявлены лишь планы, правда, обширные.

Как видим, история КЛФ Харькова продолжается, как продолжается и сама фантастика. В 1991 году основан городской «Фонд фантастики» – коммерческое объединение, занятое сбытом книг и других изданий фантастики участникам КЛФ, объединенных в Харьковский Центр фантастики. Реализованы уже сотни названий книг. И каких! В «свободной» продаже их не сыщешь. А цены – ниже рыночных...

Впрочем, это лишь начало, ведь на фантастику устойчивый спрос. Важнее отметить другое: прежде всего, энтузиасты КЛФ создают в Харькове первые коммерческие издательские группы. Так, изданием фантастики занялись в «СУХАР» (Союзе ученых Харькова). Уже составлен первый сборник произведений харьковских фантастов и переводов зарубежной фантастики. Теперь фантастику в Харькове издают сразу четыре группы. И это после самого настоящего застоя, когда, начиная с 1973 года, в Харькове, вплоть до начала девяностых, не было издано НИ ОДНОЙ оригинальной книги фантастики! Для КЛФ наступает время настоящей работы. Поэтому закончить хочется девизом всех КЛФ:

ДОБРОЙ ФАНТАСТИКИ!

Николай МУХОРТОВ.

http://www.fandom.ru/­­klf/­­klf_ha...

***

Страничка Клуба любителей фантастики «Радиант» получает положительную оценку наших читателей.

«...Я всегда с удовольствием читаю эти выпуски, – пишет Н. Безгина из Краснокамска, Пермской области. – Будет очень хорошо, если газета и в дальнейшем будет публиковать материалы КЛФ...».

С далекого острова Диксон пишет Л. Корсунова: «Особая благодарность за страничку научной фантастики в газете. Мы ее крутили, вертели, она даже постарела...».

Одним нравится все: рассказы местных авторов, интервью с писателями, рассказы о них. Но более взыскательные и менее фанатичные читатели выделяют особо заинтересовавшие их материалы, советуют.

«С наибольшим интересом читал заметки о малоизвестных авторах-фантастах. По-моему, такие публикации для любителей фантастики – самое интересное чтение» (инженер Н. Мухортов, Харьков).

С ним согласен Б. Завгородний из Волгограда: «...Статьи по старым книгам... замечательные, и где это вы только такие сведения раскапываете?». «Хороши информационно-хроникальные заметки, когда они не дублируют уже известное и идут по горячим следам...». (Н. Мухортов).

Противоречивые отклики вызывают только материалы о научно-фантастической живописи: «...хорошо, что можно увидеть фантастическую живопись и узнать о художниках-фантастах» (Н. Безгина). И противоположное мнение: «Изобразительная фантастика менее впечатляет: наверное, потому, что нет воспроизведения в цвете...».

Действительно, чего нет, того нет. Цветных репродукций газеты пока не печатают... Не обошлось и без критических стрел.

«...Пестрая смесь иногда получается, – считает Н. Мухортов. – Хотелось бы, чтобы выпуски составлялись тематические (например, дореволюционная фантастика) ...».

«...хорошо бы что-нибудь с продолжением, или избранные отрывки...» (он же).

И главное – «...чаще давать такие странички, такие же разнообразные и интересные...».

http://www.fandom.ru/­­klf/­­klf_sv...

***

Имя Игоря Георгиевича Халымбаджи хорошо известно любителям фантастики. Этот человек стоял у истоков отечественного фэндома, был одним из инициаторов проведения первого советского ежегодного фестиваля фантастики в Екатеринбурге «Аэлита», инициатором создания приза «Старт», присуждаемого за лучшую дебютную книгу, и еще многое, многое, многое... Заслуги Игоря Георгиевича перед фэндомом можно перечислять долго.

Около сорока лет он проработал геологом, исколесил Урал и Сибирь. И все это время не расставался с фантастикой. Сегодня его уважительно величают Главным Архивариусом российской фантастики. Он обладатель не только уникальной в своем роде библиотеки, но еще более уникальной картотеки, тщательно составляемой свыше тридцати лет. Немало литературных открытий на счету у Игоря Георгиевича: по газетам и журналам рассыпаны сотни критических и библиографических статей о несправедливо забытых или малоизвестных писателях. Своими изысканиями он щедро делится, всегда готов оказать услугу литературоведу или рядовому библиофилу.

Следует сказать, что при активном содействии И.Г.Халымбаджи снова увидели свет книги незаслуженно преданных забвению писателей, таких как М.К.Первухин, Виктор Гончаров, В.И.Крыжановская-Рочестер и др., творивших в конце прошлого — начале нынешнего века.

Вероятно, Игорь Георгиевич Халымбаджа — один из немногих оставшихся энтузиастов-бессребренников, свято преданных своему делу, в нашей фантастике. За вклад в развитие отечественной фантастики в 1991 г. он был награжден премией им. И.А.Ефремова.

Е.Х.: Игорь Георгиевич,свой творческий путь Вы начинали как автор коротких рассказов. Однако Вас больше знают как скурпулезного библиографа и неутомимого собирателя редких книг. С чего началось Ваше увлечение библиографией фантастики?

И.Х.: Я не только начал свой скромный путь в литературе с прозе. Я никогда и не прекращал ее писать. А библиографией занялся, очевидно, по стечению ряда причин. Во-первых, в этом отчасти повинна моя склонность все систематизировать. С юных лет собирал все — марки, монеты, минералы, открытки, книги. А так как первой прочитанной книгой оказался «Волшебник Изумрудного Города» — с детства влюбился в фантастику. Всерьез же заниматься библиографией фантастики меня подбил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала «Уральский следопыт» Виталий Иванович Бугров, с которым мы дружили свыше 30 лет вплоть до его смерти в 1994 г. Он тогда, в шестидесятые, высмеял мои самодеятельные библиографические записи и посоветовал заняться библиографией всерьез — создать систематизированную картотеку.

Е.Х.: Почти тридцать лет Вы занимаетесь поиском и библиографической систематизацией старой русской фантастики. Не один десяток статей и заметок Вы посвятили забытым страницам отечественной литературы. Однако до сих пор некоторые «специалисты» утверждают, что до ХХ века в России фантастики — тем более научной — практически не было. Ваши изыскания доказывают обратное. Почему предметом Ваших литературоведческих и библиографических интересов стала история именно русской научной фантастики?

И.Х.: Действительно, длительное время в определенных литературоведческих кругах бытовало мнение, что фантастики в современном ее понимании в дореволюционной России не было. Впрочем, как библиоман я этому мнению не слишком доверял, и постоянно вел поиски. Сначала — на полках букинистических магазинов Москвы и Ленинграда, в старых журналах... И вскоре не без удивления обнаружил, что все чаще и чаще мне в руки попадаются образцы не только «сказочной», но и откровенно научной фантастики. Помню, какое потрясение испытал, познакомившись с фантастическими повестями Фадея Булгарина. Невероятные для своего времени прозрения: экологическая катастрофа (деньги в ХХI веке изготавливают из дерева, леса вырубили. Поистине обретает смысл понятие «деревянные рубли«!), фермы на морском дне, трамвай, здания из стекла, пластмассы и металла, акваланг, Академия наук в Салехарде, республики даже в Африке... А путешествие к центру Земли, предвосхитившее знаменитый роман Ж.Верна («Путешествие к центру Земли») и «Плутонию» Обручева...

Позже я открыл для себя увлекательнейшие романы В.Гончарова, М.Гирели, С.Боброва, В.Орловского, мрачноватые антиутопии Н.Федорова, А.Марсова, И.Морского, литераторов, целиком посвятивших свое творчество фантастике, таких как С.Соломин (Стечкин), А.Числов... Обнаружил, что фантастике отдали дань в с е сколь-либо значительные русские литераторы: и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев и многие другие. Ряд этот можно продолжать бесконечно.

Е.Х.: В начале 90-х под Вашим руководством появился масштабный библиографический проект «Фантастика, изданная в России, СССР, СНГ». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте. Почему он не был доведен до логического завершения?

И.Х.: Такой проект действительно существовал. Только появился он не в начале 90-х, а в середине 80-х, если быть точным — в 1986 г., когда на фестивале фантастики «ФАНКОН» в Одессе ко мне обратился с этой идеей руководитель ВТО МПФ (Всесоюз. Творч. Объедин. Молодых Писателей-Фантастов) В.И.Пищенко. Он полагал, что подобный труд можно составить за год (включая, между прочим, все газетные публикации и все-все переиздания) и намеривался издать его в виде двух томов объемом около 60-ти авторских листов каждый. Уже к тому времени у нас сложилась группа энтузиастов библиографии фантастики, и мы легкомысленно согласились на заманчивое и коварное предложение Пищенко. За работу взялись, не откладывая в долгий ящик. Однако вскоре стало очевидным, что с учетом фиксации всех переизданий и публикаций в многотиражках и районных газетах, для издания такого указателя потребуется не 2 тома, а 20 при тех же объемах в листах!

А вскоре распался Советский Союз, и ВТО МПФ лишилось своих издательских мощностей. На помощь нам пришел московский книжный магазин «Стожары» (единственный и первый в своем роде магазин фантастики в нашей стране). Его директор — А.Н.Каширин — который и сам не один год занимается библиографией фантастики, предложил издать наш труд в виде стостраничных выпусков по регионам. Всего таких брошюр должно было быть в порядке 80-ти. Мы подготовили первые 20 выпусков. Однако свет увидели только первые три, следующие два сгинули где-то в типографии, а «Стожары» охладели к этой затее.

Главная же беда заключалась в том, что число энтузиастов резко сократилось — в новых экономических условиях люди больше озабочены выживанием. Единственный массовый фестиваль фантастики «Аэлита» приказал долго жить, что отчасти повлекло за собой распад авторского коллектива проекта.

Е.Х.: Однако Вы не опустили руки и снова ринулись в бой. В настоящее время под Вашей редакцией в Екатеринбурге выходит капитальный трехтомный биобиблиографический справочник «Фантасты и сказочники России, СССР, СНГ». Расскажите о нем подробнее.

И.Х.: К концу 1996 г. в Университетское издательство Екатеринбурга действительно намерено издать такой справочник. По инициативе главного редактора издательства Ф.А.Еремеева начата серия биографических и библиографических словарей (Русские философы, многотомная «Энциклопедия читателя» и т.д.), в которую должен вписаться и мой трехтомник. Когда Федор Аркадьевич предложил мне его составить, отказаться от такого заманчивого предложения, хотя сомнения были. Не хотелось бы, чтобы собранные за 35 лет материалы и заметки сгинули втуне. В тоже время я понимал: предстоит еще много работы по сбору информации, уточнению, исправлению. Одним словом — адский труд. Это пугало, но сознание того, что другой такой возможности может и не представиться, поставило точку над i и я согласился.

Е.Х.: А какой принцип отбора положен в основу справочника? Меня несколько смущает соседство сказочников и фантастов под одной обложкой. Я хочу сказать, что большинство литературоведов предпочитают разделять сказку и научную фантастику. Да и чего греха таить — такое расширение тематических границ справочника превращает его составление в поистине титанический труд. Тем более, насколько мне известно, Вы фиксируете абсолютно все, даже малодоступные публикации в многотиражках и районных газетах.

И.Х.: Да, это так. Видите ли, как библиограф я последователь профессора С.Венгерова, который включал в свой словарь даже авторов одиночных статей. Моя задача — дать сведения о максимальном количестве авторов. Сведения, которых практически нигде нельзя отыскать. Что касается объединения под одной обложкой фантастов и сказочников — это идея Ф.А.Еремеева, и я целиком разделяю этот подход. Вы как литературовед прекрасно знаете и сами, что фантастика произросла из сказки, они генетические родственники. И уж потом на этом древе вызрели фэнтези, хорор, научная фантастика, современная сказка и другие многочисленные ветви и веточки. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что многие писатели работают сразу в нескольких жанровых областях литературы: и в НФ и в сказочной прозе.

Е.Х.: Однако оправданно ли включение в справочник абсолютно всех авторов, имеющих хотя бы одну случайную публикацию?

И.Х.: На самом деле собрать всех авторов без исключения невозможно априори. Во-первых, по причине ограничений объема издания, во-вторых, просто тяжело собрать оперативно более-менее полную информацию. Из 40000 имен в моем словнике и «Библиографической картотеке» я включил в порядке 10 000 авторов, то есть около четверти. Как правило, пишущих регулярно.

Е.Х.: Приблизительно в конце 80-х г.г. Вы стали инициатором создания Ассоциации библиографов фантастики...

И.Х.: Подобная идея витала в воздухе давно. Собственно же Ассоциация родилась на фестивале «Аэлита-86» [«Аэлита-87» — ЮЗ] на заседании секции библиографии, посвященной подготовке библиографического проекта «Фантастика, изданная в России, СССР». И на всех последующих «Аэлитах» актив Ассоциации собирался регулярно, вплоть до 1994 г. (С этого года ежегодный фестиваль прекратил свое существование. — Е.Х.). Впрочем, этот самый актив перманентно претерпевал изменения. У кого-то сменилась сфера интересов (как, например, в случае с А.Новиковым или Ю.Флейшманом), другие, с энтузиазмом поначалу взявшиеся за дело, со временем остывали. Библиография ведь требует большого терпения и трудолюбия. Вообще, фэндом — организм постоянно развивающийся и меняющий свой облик, обновляющийся. Жаль вот только в Ассоциацию библиографов этот приток новых сил оказался несоизмерим с потерями: умерли талантливые библиографы В.И.Бугров, Б.А.Миловидов, В.В.Гринюк; оказались «за рубежом»(хоть и ближним) С.Носов, Н.Мухортов, В.Молод, В.Шебанов,А.Новиков...

И все-таки члены Ассоциации выполнили немало интереснейших бибилографических исследований. С Вашего позволения, назову несколько имен, заслуживающих внимания: Ю.Зубакин (Челябинск), А.Мешавкин (Пермь), О.Ополченцев и С.Каминский (Калуга), В.Окулов (Иваново), В.Карабаев и Р.Кадиков (Уфа), Е.Зырянов (Томск), А.Обыденкин (Рязань), Г.Кузнецов (Новосибирск), В.Передков (Комсомольск), В.Савченко (Кишинев), В.Молод (Иваново-Франковск), Н.Мухортов и Г.Черепащук (Харьков), С.Носов (Петропавловск), В.Шабанов (Фрунзе-Бишкек) и ряд других составили весьма капитальные библиографические списки по регионам. Некоторые были опубликованы в сборниках и журналах, другие должны были войти в Указатель, издание которого, как я уже говорил, притормозилось на неопределенный срок.

Увы, Ассоциация ныне формально не существует — без ежегодного общения, возможность которого давала «Аэлита», без обмена мыслями, планами, идеями она нежизнеспособна. И без своего печатного органа, каковым являлся «Библиографический листок», издававшийся в 1986-1988 г.г. при поддержке Свердловского обкома комсомола. А где нынче сыщешь такого спонсора? Одно утешение: то, что делает редакция «Библиографии» в отношении научной пропаганды достойных образцов мировой фантастики — актуально и значимо, это достойное подспорье для многих специалистов-филологов и увлекательно для рядовых любителей фантастики.

Е.Х.: Спасибо за теплые слова, Игорь Георгиевич. Помнится, в одном из своих романов Курт Воннегут писал, что библиография — это ключ к познанию личности, она способна рассказать о человеке даже больше, чем биографическая справка. Однако зачастую работу библиографа считают скучной и нетворческой, мало что дающей уму и сердцу. Приходилось ли Вам сталкиваться с непониманием окружающих в отношении того, чему Вы посвятили многие годы? Что лично Вам, как человеку и личности творческой, дает занятие библиографией? Это творчество или, все-таки, только прикладная дисциплина?

И.Х.: Ух, как сразу много вопросов! Однако вы правы: как это ни печально, многие и вправду считают работу библиографа скучной и нетворческой. Впрочем, я не собираюсь никого переубеждать в этом. Те, кто стоит на подобных позициях, как мне кажется, люди лишенные азарта исследователя и первооткрывателя.. Проработав 40 лет геологом, я пришел к выводу, что библиографические изыскания во многом напоминают поиск полезных ископаемых. И сколько радости доставляет находка после долгого перелопачивания «пустой породы«! Занятия библиографией требуют особого склада души, определенных черт характера: настойчивости, терпения, скурпулезности, внимания. Лично мне библиография помогает развиваться как личности. Полноценной личности. Является ли библиография творчеством? А как же может быть иначе! А разве созданный в поте лица библиографический указатель не есть творческое произведение?! Прекрасную «Оду библиографии» написал незадолго до трагической гибели Боря Миловидов (журнал «Двести», 1995, # В). Библиография — не только ключ к познанию личности, но и инструмент для ее шлифовки.

Беседу вел Е.В.ХАРИТОНОВ  1996 г.

http://www.fandom.ru/­­inter/­­haly...

Материалы любезно предоставил Юрий Зубакин




Файлы: unnamed.jpg (136 Кб)


172
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 марта 2017 г. 19:31
А я ведь бывал на одном из заседаний харьковского КЛФ в на рубеже 70-х. Помню, тогда Марини читал только что написанный рассказ «Ожидание тепла», а затем был его разбор. Кто там был еще — не помню.
А с Халымбаджой — и я был в переписке (мы с ним книгами менялись)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2017 г. 19:50
Любопытно.


⇑ Наверх