Долго не выкладывал статью, так как защищал диплом, потом отмечал... В общем только сейчас вышел из состояния неадеквата и добрался до компьютера
Итак, в предыдущих статьях были рассмотрены Род и Сварог, теперь настал черед Сварожичей — детей сварога. Начать я решил со Стрибога.
.
.
Стрибог является одним из сварожичей. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист — старший ветер, считается богом бури;
Подага — жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода — теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер — имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Северный ветер — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Западный ветер — настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Стрибог может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Вот как упоминается Стрибог в литературе:
И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7
.
...Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3
.
Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»
.
Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиан-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.
.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Стрибог — мрачное божество, злое начало, противоположное светлому Даждьбогу. Прежде всего, следует принять во внимание соотношение имен «Даждьбог» и «Стрибог», отметив грамматич. параллелизм этих имен (первые части которых — императивы «стри» и «даждь», а вторые части — слово «бог»), указали, что соотношение этих двух восточнославянских имен напоминает соотношение Бел(о)бога и Чернобога. Однако, если Белбог и Чернобог противопоставлены друг другу, то Даждьбог и Стрибог, дополняют друг друга: первый наделяет благами, а второй (как бог ветров) разносит их. Данные пары представляют, по всей видимости, бинарные мифолологические оппозиции: добро — зло, свет — мрак, жизнь — смерть, верх — низ и под.
Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала описывается в «Слово о полку Игореве», ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языческому представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна народная этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христианским заместителем Стрибога. Известны народные представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет. Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внешний облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.
Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».