To be is to do (Socrate)
To do is to be (Sartre)
Do be do be do (Sinatra)
И с этим фильмом у меня вышла странная история (что-то много «тайн, интриг и расследований» с кинематографом стало происходить в последнее время). Много лет я был убежден, что «Подземку» смотрел где-то в середине девяностых, даже помню, что брал в прокате видеокассету ― и он тогда мне не понравился: что-то серое, скучное, главный герой в длинном плаще (был уверен, что это и есть Ламберт) встречается с героиней в каких-то туннелях, о чем-то бесконечно говорят, короче, «французский нуар». Теперь, убедившись, что напутал, мучаюсь, пытаясь вспомнить, что же я тогда смотрел?
С эпиграфа и первых кадров стало понятно, что ЭТОТ фильм я смотрю впервые. Даже сейчас, несколько дней спустя, вспоминая некоторые моменты, невольно глуповато улыбаюсь.
История немного перекликается с нашей замечательной «Ассой» — безумного вида молодой человек Фред (наш Бананан) крадет документы из сейфа в богатеньком доме и попутно влюбляется в Елену (вернее, наоборот: влюбляется и попутно крадет) — молодую жену хозяина дома (наши Крымов с Аликой). Головорезы Крымова (пардон, мужа Елены ― по-моему, его имени так и не назвали) охотятся за Фредом, он прячется от них в парижском метро, снова встречается там с Еленой и вливается в местную подземную субкультуру.
Кристофер Ламберт в роли Фреда бесподобен. Видел его всего в нескольких фильмах (помимо «Горца», конечно), и эта роль, несмотря на то, что одна из ранних ― по мне, лучшая в его карьере. И вдобавок его Фред очень похож на одного моего друга из времен рок-н-ролльной молодости ― и повадки, и прическа, просто вылитый Саид!
Надо при случае поинтересоваться, смотрел ли он «Подземку» тогда, не заимствовал ли, часом.
Фильм безупречен. Перемещения героев под новомодное диско очень эффектны. Юмора и неплоских шуточек ровно столько сколько надо. --- Человек в смокинге в метро явление довольно заметное. — Знаете, метро большое, мы сами иногда теряемся здесь. --- Пародий на другие фильмы предостаточно (ну хотя бы арест комиссаром роллера в вагоне ― чем не известная сцена из «Грязного Гарри»?). Саундтрек замечателен, особенно финальная песня, где Жан Рено в начале так похож на Бонэма из Led Zeppelin. Ну, и очередной взгляд на «молодых и чо им надо?», конечно, не как в «Курьере» Шахназарова, но как в «Ассе» Соловьева.
Единственное, что в очередной раз неприятно бросилось ― не в глаза, в уши ― голоса актеров. Дубляж фильма попался не полный, то есть оригинальную дорожку слышно ― поражает, какие у французов высокие гортанные голоса! Мы же в Советском Союзе привыкли, что Бельмондо говорит с брутальным хрипом Караченцева ― а вы слышали его собственный голос?! И здесь то же ― вроде мачо, а говорит, как чмо. Но это мелочь, к фильму не имеющая никакого отношения.
Итак, всего второй фильм Люка Бессона стал довольно знаковым. При знакомстве с творчеством этого режиссера вполне можно пропустить «Жанну д'Арк», всю серию про Артура с минипутами, даже «Никиту» — но «Подземку» наравне с «Леоном» и «Пятым элементом» нужно смотреть обязательно!