Вот пример, когда «Общее»- всякие там размышления о Высшем разуме и мудрости- только испортило сюжет. Нет бы остаться в пределах «Частного». Получился бы отличный роман, местами правдивый и не без идеи. Но не сложилось, хотя прочитать стоит: Питер Гамильтон «Дракон поверженный»:
Признаюсь, что роман меня удивил. Просто поразительно, что после длиннющей саги «Пришествие Ночи», автор смог отказаться (пусть и на время)от ставшей уже привычной манеры раздувать историю до опасного для читательского здоровья объема. Видимо, ему самому порядком поднадоели вселенские масштабы, и он решил написать что-то камерное.
Во-первых, это — законченный роман, и он — вот Чудо!- влез в один единственный том, настолько скромный по гамильтоновским меркам, что при падении на ногу не сделает вас гарантировано инвалидом. Это, соответственно, не дает сюжету растекаться по долине описаний, разговоров и пустых сцен и делает поток действия более бурным и целенаправленным.
Во-вторых, число героев в этот раз можно пересчитать по пальцам, рук и ног у вас для этого вполне хватит. Если быть честным, главный герой, история которого и легка в основу сюжета, вообще один — бывший романтик и идеалист, а ныне циничный сержант одного из космических флотов транспланетной корпорации, а, проще говоря, банды грабителей и убийц Лоренс Ньютон. Только представьте себе такое чудо в гамильтоновском романе: вы запоминаете героев сразу, с первой страницы и вам не приходится мучительно вспоминать каждую новую главу, кто все эти люди и что они делают на страницах книги!
И третье несомненное достоинство, которое я обнаружила. Наличие проблематики, которая для нас вполне узнаваема и понятна. Речь пойдет о глобализации и транснациональных корпорациях, которые, с одной стороны, обеспечивают технологическое развитие и доступ к новинкам все большего числа людей, а так же единые стандарты жизни в самых разных уголках, но, с другой стороны, уничтожают разнообразие культур, идей и подходов к решению общих проблем. И ничего, что в романе говорится о планетах, а не о странах — все очень и очень напоминает существующие сегодня проблемы.
Итак, мы оказываемся во времена намного более близкие к нам, чем галактическая экспансия человечества в «Приходе Ночи» или поставленная на поток колонизация «Содружества». Колонизация «Дракона поверженного» только в самом начале, это процесс еще опасен и затратен. Его контролируют крупные корпорации, которые отправляют колонистов в новые миры, но через некоторое время требуют плату за свою помощь. Возврат кредита с процентами. Понятно, что колонисты не желают расставаться с нажитым, и тогда приходят они — флоты корпораций с наемниками-десантниками. Этакий налет банды рэкетиров, обычный грабеж, которому кто-то и где-то придал видимость законности.
Сюжет развивается в двух плоскостях: в настоящем — на мирной планете, куда Лоренс Ньютон попадает с очередной миссией и некоторыми личными целями, и в прошлом, которое показывает, как Ньютон дошел до жизни такой и превратился из милого мечтателя в циничного наемника. И вот эти эпизоды из прошлого получились лучше всего — достоверно, ярко, продуманно. Это касается всех воспоминаний — от детства и юности в дальней колонии до планеты радикалов-экспериментаторов с их безумными генными модификациями.
И был бы это отличный роман — космическое приключение не без общей идеи — если бы к последней трети автор вдруг не вспомнил о своих любимых заморочках. О всеобщей справедливости, высшем разуме и своем излюбленном вселенском масштабе событий, превратив очень правдивую и местами трагическую историю в дешевую голливудскую мелодраму, в которой от реальных человеческих чувств и отношений практически ничего и не остается. Вот вы можете поверить в то, что наемники, грабители, убийцы и стяжатели внезапно осознают неправильность своего существования и отрекаются от материальных благ в пользу духовных? Или в то, что человек, проживший не слишком праведную жизнь, вдруг забывает все произошедшее с ним за 20 лет (и все, что он натворил за эти годы) и вновь становится чистым и романтичным мечтателем? Черт, вот это уже чистого вида, даже не фантастика — фэнтези, где необязательно логическое и научное объяснение чудес.
Жаль, не удержался Гамильтон на заданной волне. Но ведь может же, и вдруг вновь его настигнет желание написать нечто для него нетрадиционное. Я буду ждать.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru