Как ни странно, об этой книге я узнал только недавно, на одной из московских встреч Фантлаба: попросил почитать что-то в духе Шефнера и мне порекомендовали Орлова, причём представили книгу как «Мастера и Маргариту» конца 20-го века. Впечатления о книге двоякие. Это действительно мудрое и сильное эмоционально произведение, написанное с большой и подробной в мелочах любовью к старой ( начала 70-х) Москве ( пожалуй только это и роднит её с произведениями Шефнера — у того таким же важным героем книги всегда являлся Ленинград). Что касается «Мастера и Маргариты», то, можно, конечно, провести некоторые параллели между этими книгами, это и вдохновляющая сила Любви и размышления о взаимоотношениях Мастера и Творчества, и сатира на суетную жизнь обывателей. Но «Альтист Данилов» — это вполне самостоятельное, самобытное произведение. Главной темой становится именно выбор Данилова, своеобразный «to be or not to be» — играть, в муках рождая звуки музыки, или смириться и стать «тишистом»,только делать вид, что проводишь по струнамВ а ведь есть ещё соблазн в любой момент стать демоном и подчинить себе любую музыку... С возвышенной натурой Данилова резко контрастирует жизнь многих окружающих его людей, погрязших в своих нелепых проблемах и ограниченных «совковых» желаниях — современной молодёжи, к счастью, и непонятных. Что не понравилось — все эти приключения синего быка, сумбурные, пародийные, по-моему лишние они тут. Потом, некоторые актуальные для Советского Союза подробности уже устарели и теперь воспринимаются иначе. В целом, от книги остались хорошие впечатления, богатая пища для размышлений, но и ощущение, что она не раскрыла свой большой потенциал, неровная она немного, хотя некоторые фрагменты на диво хороши. А ещё понравилось, что Данилов болел за «Динамо».