Сериал советского периода
В очередной раз случилось маленькое чудо – совершенно случайно, включив днем телевизор, на канале «Культура» наткнулся на незнакомый фильм с Дорониной и Ефремовым (конкретно сцена в аэропорту, где он её встречает и подвозит на машине). Угадайте с одного раза, какой фильм это напоминает?
Как такое кино прошло мимо? – не понимаю. Замечательный «звездный» состав актеров, даже просто перечислить сложно.
Главная героиня, эта самая Ольга Сергеевна в исполнении восхитительной Татьяны Дорониной – ученый-океанолог. Сначала она работает в лаборатории под началом академика Никифорова (Ростислав Плятт), затем возглавляет её — ищет состав дыхательной смеси для глубоководных погружений. И любит математика Владимира (Армен Джигарханян). Также в неё влюбляется мрачный инженер Курдюмов (Олег Ефремов). Ещё в Москву из «города-курорта» Сочи приезжает поступать её племянник с другом (Анатолий Егоров и Сергей Проханов) – история племянника развивается параллельно: он тоже влюбляется в начинающую художницу Лену (Марина Неелова), кстати, сестру Курдюмова. Смесь никак не получается, кролики дохнут, начинаются подковерные интриги…
Кто не смотрел (думаю, многие, раз уж даже я, ровесник фильма, узнал о нем только через сорок лет, и то случайно) – не пугайтесь, я не раскрыл ничего особенного из сюжета, обозначив только главные вехи в виде «производственного» романа. На самом деле все намного сложнее и интереснее.
Как в любом хорошем фильме, есть где посмеяться, есть где и поплакать. Дядя сочинских друзей – шофер Ромашко в исполнении Вячеслава Невинного, предоставит и то, и другое. Вообще множество небольших, но ярких персонажей совершенно не дают заскучать. А затронутые темы! Женщина-начальник. Давление министерств и институтов на работу ученых. Подножки тех же ученых друг другу. Работа и личная жизнь. И ко всему – смелый для 1975 года жаргон от некоторых героев.
На ум лезут только похвалы и превосходные эпитеты – видимо, такой эффект дало обнаружение столь крупного и качественного произведения. И почему-то навязчиво преследует беспричинное сравнение с другим советским сериалом — «Семнадцать мгновений весны» (ну и «Еще раз про любовь», и уже помянутые «Три тополя на Плющихе»). Конечно, из-за актеров, снявшихся во всех этих фильмах – и поэтому Лев Дуров, появившийся в последней серии, так удивил: я-то ожидал подлого провокатора Клауса, тем более, по роли вроде так и выходило!
Ну, и куда ж без минусов! Кому-то вполне может и понравится, но меня очень раздражали чрезмерно громкие закадровые песни Таривердиева в исполнении Иосифа Кобзона. И несколько слишком уж затянутых эпизодов – действительно, чтоб «выбрать» время на серию, без всякой смысловой нагрузки: то долго-долго бегут, то так же долго сидят.
Замечательное кино о стране, которой давно нет и уже никогда не будет, и о людях, в ней живших.