США, 1970, 102 мин.
Реж. Джон Гиллермин
В ролях Джим Браун, Ли Ван Клиф, Патрик О`Нил, Марианна Хилл, АйронАйсКоуди, Имоджен Хоселл, Элиша Кук мл., ГуставоРохо, ФлоренсиоАмарилья, Хулио Пенья
Вестерн
Оценка 6 (725) Моя оценка 6 (средне)
Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь
Крутой негр Люк в наглую сбежал с каторги – то есть задушил коменданта лагеря, вылез в окно и бежал быстрее пуль, которые в него посылали штук шесть охранников. Бежал Люк не просто так – он решил поживиться золотом Максимилиана, которое хранится в неприступной крепости Эль Дьябло (почему он не решил сразу штурмовать Форт-Нокс – неясно.Оставим это на совести сценаристов Ларри Коэна и Стивена Карабацоса).
Люк отправляется на поиски определенного типа – авантюриста Эль Кондора, помогает тому порешить банду каких-то мучачос и они заключают пакт (Молотова – Риббентропа) (планы у них чуть поскромнее, чем у Наполеона).
Как-то они уламывают апачей вождя Сантаны пойти штурмовать крепость. Ну и оставшаяся часть фильма (процентов 75) – смертельная игра с генералом Чавесом, знатным сволоче-негодяем (не лишенным правда своеобразного кодекса чести).
В ходе этой игры в кустах находятся не то, что рояли, целые симфонические оркестры причем из звезд первой величины, да еще и с гениальными дирижерами в придачу.
Ли Ван Клифф просто отбывает номер, изображая того же мрачного типа, которого он все время играл в Европе (только тут жадного, туповатого и пьющего).
Первую скрипку играет Джим Браун («Грязная дюжина», «Бегущий человек»). Играет неплохо в заданных обстоятельствах, только его герой уж больно дерзок и крут. Некоторые считают эту роль лучшей карьере бывшего футболиста «Кливленда».
Ли ван Клифф и Джим Браун стали приятелями и снялись в еще двух вестернах «Скачи трудной тропой» и «Месть ребенка».
Крепость, выстроенная для съемок этого фильма, использовалась в еще нескольких картинах, в том числе знаменитом «Конане варваре».
Продюсировал картину легендарный режиссер Андре де Тот.
Не лучшая работа Джона Гиллермина («Ад в поднебесье», «Кинг Конг», «Кинг Конг жив»). Картина во многом напоминает (где настроением, где повротом сюжета) «Хороший, плозхой, злой» и это ей на пользу не идет.
В некоторых местах пишут, что Марианна Хилл не раздевается в этом фильме, упуская из виду одну из двух сцен, из-за которых картину стоит посмотреть. Стриптиз Хилл во время штурма крепости, когда солдаты, вместо того, чтобы стрелять, исходят слюнями, очень впечатляющ.
Вторая удача – эпизод первого штурма, когда индейцы бросают самодельные гранаты. Обезумевшие от огня и грохота лошади вырываются из конюшен, и табун, как стихия, сметает все на своем пути. Все остальное можно смело не смотреть.
Итог. Этот фильм часто называют псевдо спагетти-вестерном. Американская картина действительно больше напоминает творения европейцев, а не голливудских студий. Но псевдо есть псевдо. Средний фильм, которому очень далеко до лучших образцов жанра.