И можете дружно кидать в меня камни, но чувствую к дедушке духовное родство. Нравятся мне такие нувориши, чего ж поделать? Дедушке семьдесят, а он в онлайновые игрушки шпилит, и могу спорить, что бегает трусцой. «Всех убью один останусь». Не перевелись еще Ломоносовы, которые из грязи тщатся попасть в рефлексирующую прослойку. Дедушке – респект.
Ну вообще-то хотелось бы в целом про серию сказать. Когда-то уже начинала ее читать, но не закончила, потому что не свои книги читала. Сейчас вот сподобилась купить. Точнее, любимый мне купил. ;) Сам-то он Никитина на дух не переносит. :) Потому как проникся неприязнью к евонным воинствующим фанатам, насколько я понимаю.
На лите некогда тема была про смысл в книжках. Дык Никитина использовали как пример абсолютно бессмысленного чтива – и что-то в этом есть. Но сталелитейный колорит пролетарского прошлого автора кажется мне очень милым – ни один рефлексирующий интеллигент такого не напишет ни с одного перепугу – это вам не что либо как, это прочувствовать надо. Шутки тупые до безумия, на самом деле, но, если относиться к его книгам как к естественной стилизации, типа «ручная работа», никакого вам мастерства, голый сермяжный колорит, так дедушка становится неподражаем. Во всем, однако, надо найти свои плюсы.
И в самом деле, изгаляться над великим и могучим, излагать красивости и умности – так ведь таких тринадцать на дюжину. А Никитин вызывает у меня примерно такие же эмоции, как скульптуры из Намибии. Или маски там были? Не помню… В общем, поделки африканских племен – желательно, изображающие какие-то жутики. Тут ведь ни один Чужой так не напугает, как собственное подсознание, пририсовывающее к маске шамана, а к нему – вековой опыт Вуду. Тоже уметь надо. ;)
Глупо, конечно, комментарий со второй книжки начинать, однако же первую читала месяца полтора тому, так что уже не буду так субъективна – уже рассуждалочки наложатся от послепрочитанного и вообще ненужный объектив.
Во второй книжке дедушка стебается явно больше. Полагаю, вошел во вкус. Фанаты находят в ём глубокий смысл, я же не дотягиваю до пролетарской прослойки, потому просто забавляюсь. Опять-таки, приписываемые Никитину в избытке сцены насилия – в первой книге в них еще наблюдается что-то неприятное, то есть «верю», а во второй тоже тупо в стеб переходит. Получается что-то вроде: «Ах вы хотели жутиков? Так кушайте, не обляпайтесь.» Типичный эпатаж, ежу понятно. Я сама такая. ;)
Сюжет как таковой описывать нечего, ибо никакого в нем глубокого смысла лично я не обнаружила, разве что глубокий поклон братьям славянам, или кого там имеет в виду Никитин под нервами? Кстати, еще и над этимологией по ходу по издевался (только в «Троих в песках», кажется). Нервы сами себя называют славянами, потому что очень уж славные. :) Вот такого пошиба шуточек там много.
Притянутые за уши суждения на тему этимологий вообще устами героев излагаются довольно часто. И, полагаю, есть прослойка в Никитинской аудитории, которая воспринимает это всерьез. Однако, я не буду. Дедушка прикалывается и правильно делает. Как Задорнов, только плюс чуточку читабельности. И тема такая же – братья славяне рулят. Особенно хорошо обыграл уже ближе к концу идею великого народа. Пугают наших героев жутким племенем неимоверных магов и силачей, охраняющий оружие тотального уничтожения, оно же яйцо, при разбитии которого появится новый мир, полностью уничтожив старый. Естественно. Ну вот, этот великий народ, которому, собственно, охрана яйца поручена – это недалекое племя (недалекое не в плане месторасположения ;) ), из которого наших нервов-славян и выгнали. Ну душевно так описано, как говорит Задорнов: «Вы уже испытали чувство гордости за наш народ?»
Ну и радуют инсинуации на тему Шаовской «Деревеньки». Вряд ли дедушка Никитин ее слушал, но получилось очень в тему. ;) Сермяжный он у нас и простой. Но, вероятно, именно это и есть идея вкупе с глубоким смыслом. :) Хорошо по ходу обыграл «авось» и «хусим» — зря, что ли, народ анекдоты сочиняет? Надо ж их вплетать в художественный текст задля повышения красивости и читабельности. Однако, анекдоты совсем сермяжные.
К слову, про «хусим»:
«Олимпиада в Афинах.
Комментатор: «На старте стоят спортсменки. Мы слышим выстрел, они
срываются с места. Но... что мы видим? У нашей спортсменки развязался
шнурок. Но нет, она произносит волшебное слово «хусим» и бежит дальше».»
Никитин обзывает и «хусим», и «авось» странными могучими заклинаниями. Чем не вариант? ;) Задорнов от фантастики.
К основным недостаткам книги могу отнести отсутствие непрерывности повествования в плане путешествований. Т.е. идут себе герои идут, степь да степь кругом, вдруг видят – гора вдали. И тут, практически без малейшего перехода и конкретизации бац – и они уже с вершины горы разглядывают болото с другой сторны подножия. Неоднократно возвращалась в тексте и искала этот самый переход. Иногда находила, т.е. сама провтыкала, но чаще – нет. Халтурит иногда дедушка.
Оценки:
1. Мир – восемь. Прикльно, динамично, без излишеств. Гдездо летающего змея – верх эпатажа. Описана общественная уборная, не убиравшаяся двадцать лет, а потом запертая на пару годиков, дабы отстоялось. Рулез. Правда, слабо верится, что, барахтаясь в этом «г» с открытыми ранами, можно опосля выжить, но это уж на совести автора пусть останется. Пустыня и башня Мардуха – тоже прикол. Да и сам ведь лес, и второй змей, которого из деревни выгнали, потому что рыбой пах – хороша шуточка. Не без чувства юмора дедушка, и с воображением.
2. Читабельность – тоже восемь. Как ни парадоксально, мало динамики именно в экшне, а диалоги идут неплохо. Но спать не хочется, читается легко.
3. Герои – десять. Колорит прет, путать никого ни с кем не путаешь, душевно прописаны, очень все разные и интересные. Пусть даже гипертрофировано, но на то ведь и юмор. :)
4. Идея… Даже не знаю, чего сказать про идею. Вроде нет ее. Или есть, но исключительно в смысле брендирования братьев славян? :/ Не знаю даже, что сказать. Если за славян, то двойка, если без них, то ноль без палочки.
5. Душевность присутствует. И даже очень. Только описать не могу, в чем именно – наверное, сильно душевная. Но сопереживание на уровне, можно даже сказать – эмпатия присутствует. Так что дедушка выруливает пусть даже не совсем на интеллекте, но все равно мило. Не перевелись еще ломоносовы, как я погляжу.
Цитаты:
* «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал. … Ему это не большое удовольствие, зато быстрее плавает.»
* «Сильного на свете много, умного тоже много, доброго – мало.»
* (о кляпе) «Нельзя женщине затыкать рот. Она умрет.»
* «Лучше с доброго коня упасть, чем на хреновом всю жизнь ездить.»
* «Важнее смотреть в одном направлении, чем друг на друга.»
* «– Он умер достойно.
– Он мог бы и жить достойно.»
* «– Молоцец! Ты победил!
– Разве победил? … Я его всего лишь убил…»
* «Скитаться по свету – самое простое дело. Ума не надо. С умом дома сидят.»
В данном, кстати, случае, цитаты вполне иллюстрируют стиль. ;)
Синопсис
Дальше – либо Метро Глуховского, либо Катечкина – Пособие по укладке парашюта. У нее просто формат маленький, удобно с собой таскать. А Глуховского жутко переиздали в европейском формате, так что он не совсем удобный. Но ознакомиться хочется.
2007-08-06