Макс Брукс «Мировая война Z» — 17 баллов (8 голосов)
Джо Хилл «Призраки двадцатого века» — 13 баллов (5 голосов)
Джин Вулф «Рыцарь, Чародей» — 11 баллов (4 голоса)
Об авторе: Макс Брукс, сын знаменитого актера, продюсера, сценариста, режиссера Мела Брукса и актрисы Энн Бэнкрофт, родился 22 мая 1972 года в городе Нью-Йорк, США.
Макс известен как автор двух книг о зомби. Первая из них — юмористическое справочное пособие — «The Zombie Survival Guide», изданная в октябре 2003 года, о том, как выжить, когда вокруг зомби. А в сентябре 2006 года вышел в свет его роман — «World War Z: An Oral History of the Zombie War» («Мировая война Z: Устная история войны с зомби»).
Аннотация: В одночасье, жизнь на Земле изменилась. Привычный уклад был нарушен. Земля погрузилась в войну. И самое страшное в этой войне, что врагом мог оказаться друг, родственник, отец или ребёнок. Любой, ставший зомби. Война идёт по всему миру — война, в которой решается судьба человечества, перспективы его выживания...
Но как победить такого противника? Как умертвить того, кто давным — давно уже мёртв?
Действие книги происходит в 2010 году, через десять лет после мировой войны с зомби, которая изменила облик всей цивилизации. По сюжету комиссар ООН собирает рассказы участников этой войны.
Классификация:
Постапокалипсис
Хоррор/Ужасы
Триллер
Социальное
Военное
Близкое будущее
Цитата:
Мы с миссис Миллер стоим, глядя на играющих детей.
— Можете винить политиков, бизнесменов, генералов, машину, но если действительно ищете, кого обвинить, обвиняйте меня. Я — американская система, я машина. Это цена демократии. Мы все отвечаем за совершенные преступления. Я понимаю, отчего Китаю понадобилось столько времени, чтобы принять это, и отчего русские просто послали всех на и вернулись к своей системе, как она у них там сейчас называется. Хорошо, когда можешь сказать: «Эй, не смотри на меня, я не виноват». Нет уж, виноват. Это моя вина, вина моего поколения. (Она глядит на детей).
— Интересно, что скажут о нас поколения будущие. Наши бабушки и дедушки пережили Депрессию, Вторую мировую войну и вернулись домой, чтобы создать величайший средний класс в человеческой истории. Господь знает: они были далеки от идеала, но очень близко подошли к исполнению американской мечты. Потом пришло поколение наших отцов и все испортило. Бэби-бумеры, «поколение Я». А потом мы. Да, мы остановили зомби, но мы же их и породили. Но все-таки мы разгребли то, что навалили. Возможно, это лучшая эпитафия, на которую стоит надеяться. «Поколение Z: они разгребли то, что навалили».
Отзывы:
__________________________________________________
©Pickman (оценка — 9)
Макс Брукс, один из немногих, перерос своего вдохновителя. В «Мировой войне Z» преодолена одна из главных слабостей ромеровского мифа — культурная близорукость. С какой бы стороны прославленный режиссер и его последователи ни подходили к образу зомби или психологии выживших, кое-что остается неизменным: место действия — США, суть — мертвые американцы поедают живых соотечественников. Кажется, простора для творческой фантазии хоть отбавляй… но даже великая нация — это всего лишь фрагмент мозаики, известной как «человечество».
Вот эту мозаику — щедро забрызганную кровью — и выкладывает Брукс в своей книге. Война с зомби — первая, которую можно назвать мировой безо всяких натяжек. В стороне не осталось ни одно государство, включая и островные: инфекция, за несколько дней превращающая человека в безмозглого каннибала, на крыльях «железных птиц» перемещается из одного конца света в другой за считанные часы. Нет и быть не может никакой волшебной вакцины (хотя предприимчивым людям это не помешает нажиться на ее производстве), зомби невозможно ни уговорить, ни запугать. И вскоре враг уже повсюду.
Роман подается как сборник интервью, которые представитель возродившейся из пепла ООН берет у людей, выживших в этой бойне и восстанавливающих мир с нуля — политиков, военных, врачей, священников, простых очевидцев. Это китайцы, русские, американцы, французы, японцы, иранцы, израильтяне, чилийцы… И у каждого своя история, своя боль, своя гордость.
Разрозненные фрагменты выстраиваются в глобальную хронику войны, выписанную с потрясающим правдоподобием. Багаж геополитических знаний у автора солидный — чтобы поставить его прогнозы под сомнение, от читателя требуется серьезная подготовка. Как поведет себя та или иная нация, столкнувшись с угрозой? Если стратегия выбрана неправильно — как будет выживать? Во что превратятся международные отношения? Как изменится военная этика? Что будет с миром после победы? На эти вопросы Брукс отвечает устами дипломатов, разведчиков и министров, с которыми, как понимаете, не поспоришь.
Однако роман Брукса — это не просто фантазия на политические темы. В предисловии вымышленный составитель предупреждает, что главное измерение здесь — человеческое. Мы видим катастрофу глазами солдата-новобранца, четырехлетней девочки, индийского беженца, китайского контрабандиста… Автору удается достичь небывалого эффекта сопереживания — эмоциональность порой зашкаливает, и невольно задумываешься: а что, если знаменитый упрек в адрес творцов хоррора справедлив? «В жизни и без того хватает горя — зачем же вы пишете о таких страшных вещах?»
Но Макс Брукс — не Клайв Баркер, который играючи выводил «Книги крови», размазывая кишки своих героев по бумажным страницам. Ужасы, о которых пишет молодой американец, импортированы в «Мировую войну Z» прямиком из нашей реальности. Замените зомби на озлобленных людей или пандемию птичьего гриппа — и результат будет тот же: паника, насилие, голод, гибель миллионов. Эта книга — «Чума» Альбера Камю, только очищенная от стилистической шелухи и ненужных метафор. Никаких рюшек, одни факты, даже если это факты человеческой души.
Тех, кто любит в хорроре исключительно «мясо», роман тоже не разочарует: здесь Брукс вторит уже не Ромеро, а одному из его наследников, Заку Снайдеру, который ураганным «Рассветом мертвецов» камня на камне не оставил от классического «зомби-муви». Торсы, ползущие по земле, девочки с обглоданными лицами, мертвяки в многоэтажках, на пассажирских кораблях, под водой — у Брукса модельный ряд двуногих машин смерти представлен полностью.
Конечно, затронув национальный вопрос, Брукс ступил на зыбкую почву, и особенно это заметно на примере России. По сюжету нашей стране предстоит после войны очередная метаморфоза, которая многим читателям может показаться оскорбительной… но все-таки лучше не торопиться с выводами: если автор и играет в политические шахматы, то контраст между черными и белыми фигурами у него сглажен до минимума. Однозначны в этой вселенной только зомби, а новая версия «американской мечты» не так проста, как кажется.
«Мировая война Z» — умный, актуальный роман, блестяще задуманный и исполненный. Многие главы, взятые в отдельности, украсили бы самые представительные антологии хоррора; вместе они составляют цельный монолит из идей, эмоций и литературного мастерства.
Одна из лучших книг года.__________________________________________________
©Nog (оценка — 8)
©armitura (оценка — 9)
Ну что сказать — мне понравилось. Эдакий «Рассвет мертвецов», только масштабнее и социальнее.
Интересна, прежде всего, структура романа — эдакий сборник различных интервью с непосредственными участниками войны людей против восставших мертвецов. С одной стороны благодаря этому легко достигается эффект достоверности происходящего (не зря в нашем классификаторе некоторые отметили этот роман как «реализм»), с другой — отсутствие главного героя позволяет не зацикливаться на частностях, а видеть всю трагедию и весь героизм тех, кто боролся с зомби, складывать из многих судеб мозаику страшной войны.
Лично я, приступая к чтению, боялся некоторой картонности — казалось бы жанр не настольго располагает к неожиданным сюжетным поворотам и прописанным характерам... Если судить по зомби-муви, там таки все как раз очень клишировано и стандартизировано, большинство фильмов отличаются лишь качеством подачи материала, но уж никак не сюжетными изысками. Однако Брукс смог создать целый ряд эпизодов, которые смотрелись свежо и неожиданно.
К сожалению, в самой сильной стороне романа кроется и некоторая его слабость — масштабность событий так или иначе привела к некоторому ряду «национальных» штампов и в полной мере избежать карикатурности русских или, к примеру, северокорейцев не удалось. Впрочем, мне это впечатление особо не портило, ведь настоящая грандиозная война разворачивалась перед глазами: правительства жертвовали, как пешками, целыми городами, кто-то, сжав зубы из последних сил совершал настоящий подвиг, кто-то с камерой в руках создавал хронику событий, кто-то спешно наживался на чужом горе... Человеческая природа осталась неизменной даже тогда, когда людей, собственно, практически не осталось.
Резюмируя, скажу: это отличная книга, которая реально смогла закружить в водовороте самой страшной войны в истории человечества. Пусть и войны вымышленной. И тем более восхищает то, что написал эту книгу человек, который болен дислексией — нарушением восприятия печатного текста. Людям с такой болезнью подчас приходится по десять раз по слогам перечитывать каждое написанное предложение, чтобы понять его смысл.
Теперь остается ждать экранизации и надеяться, что из нее получится что-то путное...__________________________________________________
©WiNchiK (оценка — 8)
Новое у Брукса то, что создал он именно историю нашествия зомби, документальное произведение. Из маленьких, но ярких интервью-кусочков постепенно, страница за страницей складывается общая картина охватившего мир безумия — Войны Z. Все ее стадии, маленькие победы и большие поражения, осложнения, ошибки и просчеты военных, правительства, поведение людей и общества в целом — автор осветил войну со всех сторон. Для него война — это именно явление: политическое, экономическое, социальное, психологическое, экологическое…Оно затронуло все сферы жизни на этой планете, во всех ее уголках и изменило все вокруг.
У выживших людей теперь другие ценности в жизни:
«- Приятно снова видеть детей. Я имею в виду тех, что родились после войны, настоящих детей, которые знают только тот мир, в котором есть живые мертвецы…».__________________________________________________
©Dragn (оценка — 9)
Мир охвачен странной болезнью. Тяжело установить, где именно находился источник заражения. Скорее всего Китай. Заразившись, человек через некоторое время умирает и восстает уже в виде ходящего трупа. Вскоре становится понятным: заразиться можно только одним способом — быть укушенным зомби, а уничтожить нападающего можно единственным способом — прострелить ему мозг. Правительства разных стран не смогли вовремя оценить угрозу, принять меры и вирус быстро распространился по всему миру, не оставив в покое ни одного континента. Китай, Америка, Россия — все страны превращаются одна за другой в отдельные фрагменты большой страшной истории. Вне досягаемости не остался ни один ареал обитания человека.
История войны от начала и до конца представлена как интервью со свидетелями событий. Все рассказы (доктора, пехотинца, летчика, пехотинца, обычной маленькой девочки и многих других) лишь детали ужасной мозаики событий. В каждом — кровь, страхи, боль, потери. У каждого своя правда. Вот доктор, самоотверженно спасающий пациентов, а вот кинолог — его предмет забот собаки, которые как оказалось лучше всех опознают наличие заражения. Рассказы бьют по нервам своей пугающей правдоподобностью.
Автор создает гипотетическую всемирную панораму, используя свои солидные знания о жизни разных стран мира. Как действуют разные страны в борьбе с инфекцией? Каковы последствия этих действий? Что будет после? Какими станут правила войны? Ведь зомби это особая угроза, это совсем не то, с чем готовились сражаться солдаты разных стран.
Брукс как виртуоз шахматист просчитывает партии геополитической игры, выписывает историю за историей в разных странах. В его арсенале много ходов, можно походить пешкой, ферзем и даже королем. Главное — добиться решения задачи. Максу удается держать читателя в таком напряжении, что накал страстей ощущается на реальном физическом уровне. Действительно воображение заполняет картина: в одно мгновения на земном шаре появилась маленькая белая точка, потом еще и еще и еще, и вот уже вся Земля в белом пламени хаоса и зомби.
Каждая страна выступает отдельным персонажем, который прожил свою историю, многое понял и теперь устанавливает новые правила игры. Брукс проделал поистине мощную работу: он показывает каждую страну с позиции своего внутреннего видения (с позиции собственного внутреннего центра). Не обошлось без промашек. Россия предстает старой советской империей. Автору видно хорошо знакома советская история. Под таким же «советским углом зрения» рассматриваются и события на Украине. Вся правдоподобность Украины в географическом колорите. Но если смотреть картину в целом, то эти промашки незнания автору можно простить. Тем более это извинительно, потому что Брукс не проявил себя апологетом какой-то конкретной государственной идеологии, и не отдал предпочтение какой-то стране и ее правительству. Он рисует разные варианты действий правительств: радикальные решения, изоляция, попытки восстановить порядок; некоторые страны ловят удачу за хвост и вырываются из гнета.
Брукс также рисует варианты различий на психологическом уровне — уровне поведения отдельного человека. Что свойственно человеку — изменится или остаться прежним. Есть примеры, что сталкиваясь с ужасами люди кардинально меняются: один японский отаку, полностью погруженный в Интернет пространство до того момента, пока зомби не ворвались в его квартиру. Или человек, ненавидевший собак, бросается защитить от солдат таксу. А вот другой пример — бизнесмен, удачно зарабатывает на страхе людей. Брукс создает страшные и пугающие картины.
В целом сама война создана во всей страшной полноте и фантастической экспериментальной мыслительной достоверности. Автор принял во внимание классические зомби-наработки и искусно воспользовался ими. Здесь есть все хорошо знакомое по фильмам про зомби и в наличии выразительные ремарки в сторону классики зомби-муви (Ромеро привет!). Любители кровавостей не обделены: кровь, мозги и иные ужасы все в приличном количестве. Но есть и авторские находки. Брукс задействовал идею зомби в глобальном всемирном варианте. Не осталось свободного уголка от зомби. Они настигают на воде и под водой, в подземных глубинах, и в космическом пространстве. Автор детально прорабатывает все типы войны и применяемых средств. Весьма мастерски до деталей Брукс представляет военную технику, аспекты жизнедеятельности военных подразделений. В этом и многом другом писатель обаятельно обстоятелен в деталях.
И, конечно, много мелких плюшек для своих. В частности, замечательный эпизод о британцах, привлекающих к себе внимание зомби песней Iron Maiden «The Trooper».
При этом, самый главный недостаток книги — это зомби. Самая обидная промашка. Уж больно много не объясняется и не состыковывается. Способ заражения, как они выживают, почему именно так. Хотя и тут Максу можно простить, ведь на место зомби можно с легкостью поставить другого врага и проблему. И при этом структура, главная цель и суть романа не пострадают.
Итог: Интересный и умный апокалитический роман. Весьма актуальный в контексте осмысления современного мира. Пугающий и пронизывающий холодом. С необычайно сильной атмосферой и живыми просто до дрожи персонажами. Необычной манерой подачи и мыслями. Многие отдельные истории украсили бы любую антологию ужасов. Мощный дебют.__________________________________________________
Оригинальная обложка:
Экранизация: Постапокалиптический роман Макса Брукса переделает в сценарий Майкл Стражинский (J. Michael Straczynski), который работал над «Подменой» Клинта Иствуда и сериалом "Вавилон 5". Режиссер картины — Марк Форстер ("Квант милосердия"). Киностудия — Paramount. Продюсирует проект компания Брэда Питта Plan B Entertainment. Премьера запланирована на 2010 год.
Официальный сайт книги: http://www.randomhouse.com/crown/worldwar...