Применяя слово «экстаз», Эйзенштейн уточняет его этимологическое значение. «Экстаз» (буквально: «из состояния») означает наше «выйти из себя» или «выйти из состояния». Признаки поведения зрителя строго следуют этой формуле. Сидящий – встал. Молчавший – закричал. В каждом случае произошёл «выход из себя».
При этом выход из себя не есть выход в ничто. Выход из себя неизбежно есть переход в нечто другое, в нечто иное по качеству, в нечто противоположное предыдущему (неподвижное – в подвижное, беззвучное – в звучащее и т. д.). Цитата взята отсюда: http://www.philol.msu.ru/~rki/kino/S%20Ei...
«Экстатик – «человек, который слишком бурно на все реагирует»»
Тут, конечно, это слово в другом смысле. Экстатик – автор, склонный к экстатическому подходу в творчестве. Порвать нерв в клочки, заставить «выйти из себя» не только героя, но и зрителя, что за героем наблюдает, – вот задача экстатического автора. Его цель.
Тарковский, например, совсем не экстатик. Но в «Зеркале» были моменты экстатические.
Конечно! Сон с водой и матерью, моющей волосы. Горящий дом.
В «Солярисе» финальный аккорд, кстати, не сработал (как раз экстатический ход – с возвращением блудного сына… но к фальшивому дому и фальшивому отцу). А вот промежуточные были очень крутые.
Момент, когда Банионис отправляет девушку в космос. Жутковато мучительный эпизод, когда герой, пытаясь остаться в здравом уме, убивает именно то, что больше всего любит.
Вообще, в Цветной волне экстатиков хватает. Стоп, да их большинство!
Я и Ляля Брынза прежде всего – как «чистые» экстатики. Катарсис прежде всего. Все заточено под катарсис.
Наташа Федина, пожалуй. Шуреман ищет и иногда находит (он слишком эмоционален, для экстатика нужно быть в определенный момент холодным, как лед, иначе прием не сработает. Мощно переживать и при этом быть где-то в стороне, не теряя контроля над текстом. Отстранение как часть экстатического метода). Очень редко Колодан (в «Призраках», например. Или в «Бармаглоте». Но Димина фишка в другом). Иногда Каринка (Лой Кратонг).
Ваня Наумов (Баклавский, Сан-Конг – удачные примеры. В «Мальчике с саблей», имхо, экстатический ход не совсем удался, хотя явно был задуман. Но повесть все равно хорошая).
Зонис странный экстатик, хотя и пытается им быть. Иногда (Семеро из одного стручка, Говорящий с ветром). Но тут опять же, фишка в другом.
Батхен, Живетьева.
Данихнов – без сомнения. И очень мощный экстатик, совершенно беспощадный к зрителю/читателю. Мощный – возможно, именно из-за огромного противоречия между внутренней болью («воодушевлением автора», как говорит Эйзенштейн) и нарочито отстраненной, издевательской, безэмоциональной внешней формой.
К.А.Терина – точно да!
Примеры не из «цветных». И даже не все из литературы…
Сержио Леоне прежде всего. Экстатичен.
Стругацкие
Олди — старые («Герой должен быть один» -- идеальный пример). Дяченки — тоже старые (Ведьмин век, Скрут, Пещера, Магам можно все)
Гоголь
Андрей Геласимов.
«Форрест Гамп». «Алатристе».
Майкл Джексон, без сомнения.
Жак Брель.
Фрэнк Миллер (300, серия «Город грехов», «Возращение темного рыцаря»)
Зак Снайдер (300, Запрещенный прием, Хранители, БпС)
Надо все-таки досмотреть «Ивана Грозного». А то читаю — понимаю, а смотрю фильм — и нифига. Хотя по рабочим заметкам Эйзенштейна – должен быть катарсис. Но его нет.
И надо бы почитать заново Лескова. Мне он не кажется особо экстатичным, но черт его знает. Именно Лескова Эйзенштейн приводит в пример как самого экстатичного из русских писателей. Интересно. Впрочем, есть же «Левша» с его жесточайшим финалом! Экстатик.
Шукшин в некоторых рассказах (Раскас, Мой зять украл машину дров и т.д.). Чехов в некоторых рассказах (Горе, Устрицы, Спать, Черный монах и т.д.) и в пьесах точно (Три сестры в первую очередь).
Гюго — да, экстатик. Хотя болезнь антитез — верно замечено.
Шекспир – да!!
Теннесси Уильямс
Майкл Джексон — экстатичен.
Queen
Высоцкий (почти везде)
Кстати. Чем плохи даже хорошие сериалы — затянутый подход к катарсису, причем иногда почти шедевральный подход... а самого катарсиса нет.
Сериал не может кончить, простите за грубость.