Рецензия на роман Дональда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > Рецензия на роман Дональда Уэстлейка "Anarchaos"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рецензия на роман Дональда Уэстлейка «Anarchaos»

Статья написана 17 июля 2016 г. 12:56

Планета мерзавцев

или какими будут потомки победивших анархистов

(ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: т.к. произведение связано с определенными политическими идеями, присутствия некоторого уровня политоты неизбежно. Заранее прошу прощение)

Благодаря обильному количеству неожиданно свалившегося свободного времени после не самой удачной вечеринки, отсутствием утром работы и статье лаборанта FixedGrin'а, решил потратить лишние часы на прочтение романа Дональда Уэстлейка «Anarchaos». Не могу сказать, что это было неправильным решением, но от романа я ожидал если и не чего-то большего, то уж точно чего-то иного.

Да, я поставил «Анархаосу» низкую оценку. Только «шесть баллов». По разным причинам, и одна из них — тускловатый сюжет книги. И самое интересное, что вроде бы и объем произведения невелик, и событий в нем хватает, чтобы устранить возможную воду и держать внимание читателя. Но нет — мое внимание устранилось где-то ближе к середине книжки. И детективная часть сюжета не особо хватала, тем более что главная загадка осталась нерешенной (хотя это было сделано как раз в целях сюжета и концовки).

Но основная причина такой не самой высокой оценки — отталкивающий образ анархического общества, да и сама позиция автора, Уэстлейка, по поводу возможности и последствий построения подобного общества (да, конечно, это авторское право — сомневаться в подобной возможности, но а мое право с этим поспорить и поставить оценку книге). Для начала, чтобы понять, о чем речь, поясню реалии будущего из «Анархаоса».

Уполномоченный Союз (возможно, грубо, но переведу так название тамошней организации) заправляет колонизаторской деятельностью в открываемых и заселяемых людьми мирами, открывая туда доступ свободной (хотя, наверное, точнее будет «свободной») галактической торговле и межзвездным корпорациям. Но и их полномочия не безграничны. Например, в политику внутреннюю, в устройство политической системы колониальных планет им вмешиваться трудно. Для возможного вмешательства существует лишь специальное ограничение, воспрещающее колонистам выбирать себе политическую систему/идеологию/структуру, возникшую и возникающую после Исхода Человечества. Так что именно поэтому воспрепятствовать выбору жителей планеты под светом красного гиганта под названием Ад в пользу анархо-синдикализма у Союза не вышло. Так и появился мир без правительства, законов и всяких стен из морали и социальных норм под именем Анархаос. Правда, по мнению Дональда, прожить свой век в светлом анархическом будущем сможет лишь первое поколение колонистов — энтузиасты, вышедшие из под гнета государственной машины, отдающие все на благо общему делу. Следующее же поколение должно утерять величественность принципов, описанных Бакуниным, Кропоткиным и сотоварищами, разленивиться и начать убивать друг друга. Вот и видим мы на страницах романа Уэстлейка не анархические свободу, равенство и братство вместе с высокими гуманистическими идеями, а инопланетный Дикий Запад с работорговлей, бандитами, бесчеловечными и жестокими местными, разорившимися синдикатами и профсоюзами, которые скупили межзвездные крупные капиталисты. Ну и еще вернувшуюся денежную систему, пусть и не из местной валюты, а общей колониальной. Вот и остался от сути Анархаоса один хаос, да и то под стопой галактического капитала и надколониального правительства.

Описанный получившийся вариант анархического общества хуже что почти идеального анархо-коммунизма Ле Гуин из «Обделенных», что пародии на анархизм, именуемой анархо-капитализмом, из романа Роберта Ибатуллина «Роза и червь» (имею в виду анархополис Зеленый Мост). И в уэстлейковский анархизм мне не позволяют поверить не только мои взгляды, но и отсутствие некоторой достоверности в описанном. Не могу я принять за достоверное то, что идеалисты, отправившиеся ради воплощения в жизни своих идей в мир крайне суровых природных условий (даже похлеще будет, чем в Анарресе из уже названной книги Ле Гуин «Обделенные»), кровью и потом его отстроившие на пустом месте не подумают о том, как правильно воспитать следующее поколение. Так, чтобы истинный, светлый и свободный анархизм не скатился к засилью инопланетной торговой сети, сплошной резне и повсеместному насилию, а продолжил жить и развиваться дальше.

Конечно же, это сопоставление взгляда автора с моими, его и моих убеждений, последние из которых могут оказаться и вправду не реализуемыми на практиками и более фантастичными, чем гиперпространство или жизнь после смерти. Но все равно, мне продолжает казаться, что Анархаос описан чересчур мрачно, ведь на фоне анархаосян главный герой, которого можно интерпретировать как явного антигероя, кажется именно что героем без всяких отрицательных приставок. Тем более цель его прибывания на планете, те испытания, с которыми он столкнулся там к этому образу и соответствующему контрасту лишь добавляют (даже концовка не сильно его и очерняет).

Подытожу. Из-за собственного мнения на поднимаемые в книге проблемы, мне она не приглянулась. Скучновато и неинтересно, а проводя параллель с дополнительным названием к уже упомянутому роману Ле Гуин, характеризую его так: «однобокая антиутопия»

Итог: 6/10. Не впечатлило. Особых интересных идей нет. Из героев прописал лишь основной персонаж. Анархаос, главная изюминка романа, представлен лишь местной бандой, некоторыми пейзажами здешнего быта и... Да практически и все.





1437
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 13:39

цитата osipdark

Вот и видим мы на страницах романа Уэстлейка не анархические свободу, равенство и братство вместе с высокими гуманистическими идеями, а инопланетный Дикий Запад с работорговлей, бандитами, бесчеловечными и жестокими местными, разорившимися синдикатами и профсоюзами, которые скупили межзвездные крупные капиталисты.

Позволю не согласиться. Вот как раз то, как «светлые» идеи анархизма вырождаются в конечном счете в обычную бандитскую систему, живущую по принципу: «кто сильнее — тот и прав», — показано Уэстлейком достаточно убедительно. Впрочем, еще лучше в свое время это показал и, увы, доказал Нестор Махно. Кстати, Уэстлейк, похоже, и не ставил задачи «разоблачить» идеи анархизма, используя их скорее как антураж. Главный смысл «Анархаоса», на мой взгляд, совсем иной: там, куда приходит Союзная Комиссия (фактически — союз транснациональных корпораций будущего), обязательно наступают распад, насилие, террор. Не правда ли, очень актуально — с учетом того, что книга написана полвека назад?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 13:52
Ну, все-таки еще до прихода Комиссии (или Союза?), со вторым поколением анархистов, все превратилось в тот быт Анархаоса, что застал ГГ (уже забыл его имя). Практически тот же самый быт. Так что Комиссия мало чего внесла в местные пейзажи, разве что вернули денежную систему.
А насчет того, скатывается иль нет анархизм и во что... Ну, примеров-то история знает мало (именно примеров сознательного построения анархического общества, а не просто беззаконных территорий). Самый известный, конечно, Махно, но он все-таки обычный диктатор. Да, наверное, если и захотел бы им не стать, не смог — в положении между белыми, красными и интервентами пришлось отойти от анархистских идеалов. Была еще Коммуна, испанские анархисты, но все они долго не смогли просуществовать — государственные силы их подавляли. Так что сказать с полной уверенностью, как некою аксиому, что анархизм (замечу, что не любой, ибо есть же и названные вами движения, что действительно хотят мира где сильный всегда прав) всегда вырождается в насилие и мародерство нельзя. Поэтому и неизвестно, к чему в итоге бы пришло подобное сообщество идеалистов и энтузиастов, было бы у них времени, безопасности (от вмешательства внешних сил), ресурсов и знаний в достатке.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 14:06
Ну. возможно, Комиссия и не была единственной причиной распада колонии, но что она намеренно ускорила его, дабы в установившемся хаосе безнаказанно воровать с планеты полезные ископаемые и пушнину, — это точно.
Думаю. что в реале подобное сообщество пришло к такому же распаду — пусть не за одно, а за несколько поколений, но обязательно. Это мое глубокое убеждение. Ну что поделать, никогда не нравились мне (как, похоже, и Уэстлейку) анархические идеи...:-)
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 14:11
В последнем вопросе у каждого свои убеждения, так что спорить тут будет глупо с моей стороны)


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 13:48

цитата osipdark

Но все равно, мне продолжает казаться, что Анархаос описан чересчур мрачно, ведь на фоне анархаосян главный герой, которого можно интерпретировать как явного антигероя, кажется именно что героем без всяких отрицательных приставок.

В романе нет ни одного положительного персонажа. Даже главный герой, от лица которого ведется повествование — по большому счету психопат и мерзавец, убивающий налево и направо без особой рефлексии и оправдывающий это «святой целью» — местью за смерть погибшего брата (кстати. практически до конца романа у ГГ нет даже твердой уверенности, что это было убийство, а не случайная гибель в геологическом маршруте).
И да, планета показана чересчур мрачно (хотя и весьма изобретательно в части смены дня и ночи), но, мне кажется, автор специально сгустил краски ради достижения основной идеи романа (см. выше).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 13:53
Но согласитесь, на фоне общей массы ГГ смотрится очень даже положительно.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 14:11
исключительно из-за авторского приема: повествование ведется от его имени, и мы имеем возможность следить за ходом его мыслей, за тем, как ловко он оправдывает своей высшей целью — местью за брата — весь беспредел, что творит сам. Несмотря на то, что он только прибыл на Анархаос, его мотивация и поступки ничем, в общем-то, не отличаются от поведения аборигенов.
А вообще спасибо Вам за рецензию — впервые встретил человека, который не только прочитал «Анархаос», но и нашел время его отрецензировать :beer:
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 14:12
Всегда пожалуйста, но меня в этом деле уже опередил упомянутый в рецензии FixedGrin (не на фантлабе рецензия, правда).
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 16:07
А можно ссылку и на его рецензию?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 17:29
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 19:55
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 22:26

цитата Aligus

А вообще спасибо Вам за рецензию — впервые встретил человека, который не только прочитал «Анархаос», но и нашел время его отрецензировать

Вообще книжка на русский переведена уже, в этом году будет издана, насколько я в курсе.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 07:58
Не знал. А кем хоть издана будет?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 22:28

цитата Aligus

В романе нет ни одного положительного персонажа.

Он таким задуман и в этом напоминает Пятую голову Цербера Вулфа, но мне вот Дженна Гильд понравилась, я высоко ценю такой типаж блондинки-femme fatale, что поделать. А в целом идея беспринципного убийцы, приходящего к мысли о необходимости обуздать беззаконие любыми доступными средствами, для фантастики довольно свежа, особенно на тот момент. К тому же НФ, в той или иной мере основанная на идеях русских мыслителей, встречается в англосфере еще реже.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 22:34

цитата Aligus

Даже главный герой, от лица которого ведется повествование — по большому счету психопат и мерзавец, убивающий налево и направо без особой рефлексии и оправдывающий это «святой целью» — местью за смерть погибшего брата

Помимо того, что он чистая, почти не тронутая цивилизацией доска — не успев выйти из юношеского возраста, не получив никакого систематического образования, угодил в тюрьму и вышел оттуда лишь незадолго до полета на Анархаос, — у Уэстлейка здесь это намеренный прием показа протагониста через его действия, реплики и воспоминания, то есть как бы в режиме отстраненного психоанализа, несмотря на то, что формально рассказ ведется от первого лица. Незамутенная мрачность такого психоанализа, кстати, находит продолжение в романах о Паркере, космооперным прототипом которого Мэлоун является.


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 23:06
Вообще, Уэстлейк как раз славен яркими персонажами и читать, что в этой вещи знаменитого детективщика они никакие, достаточно удивительно.
По теме — итак, лучшим романом, показывающим крах анархизма в космосе, остается «Соль» Адама Робертса?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2016 г. 23:28
Если я не ошибаюсь (давно читал Соль), то там «крах анархизма» наступил в следствии войны, т.е. внешней причины, а не из-за внутренней неспособности анархистов выстроить общество и спокойно существовать.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 21:35

цитата smykov

наступил в следствии войны
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»(с)

цитата smykov

а не из-за внутренней неспособности анархистов выстроить общество
Не то, чтобы Робертс рисовал внутреннюю неспособность. Просто-напросто в обществе анархистов «Соли» чужое дело воспринимается как явление природы.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 21:52

цитата ааа иии

«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»(с)


Можно уточнить, что и всякое государство, да и общество в целом.

цитата ааа иии

чужое дело воспринимается как явление природы.


Не самая плохая точка зрения)))
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 01:02

цитата ааа иии

Вообще, Уэстлейк как раз славен яркими персонажами и читать, что в этой вещи знаменитого детективщика они никакие, достаточно удивительно.

Потому что книжку непонятно чем читали, что аж имя протагониста забыли. 8-)
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 07:59
Довольно быстро вылетело из головы :-)


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 19:00
Не читал ничего этого. Но анархизм и коммунизм в принципе не возможны.

Это как почитать про вечный двигатель, и сказать не жизненно ;-).

Но верить можно во все что угодно, причем чем абсурднее тем лучше. «Credo quia absurdum («Верую, ибо абсурдно») — латинское выражение, приписываемое Тертуллиану.»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 19:32
Мы тут о произведении говорим или о теоретической возможности применении анархистских идей на практике?
Говорить, что невозможно в принципе — нельзя, но и говорить, что возможно я не берусь. У каждого свое мнение на этот счет, так что оставим тему, где не может быть найдено точно ответа на данный вопрос (а точного ответа нет, ибо мало кто пробовал на практике, а опровержений и доказательств в различных научных и псевдонаучных трудах — множество). Тем более что отдаляемся от «Анархаоса» все дальше и дальше.


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 20:18
Спасибо! Интересная информация.
К теме анархо-капитализма: ещё есть книга С.Эндрю Свонна «Акция возмездия».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июля 2016 г. 21:13
И вам спасибо за информацию :-)


Ссылка на сообщение20 июля 2016 г. 17:12

цитата fantaction

Но анархизм и коммунизм в принципе не возможны.

Заводят меня такие фразы. Когда спрашиваешь, а почему невозможны, обычно следует ответ — природу человека не изменить и в таком же духе... Ну вот хочется спросить, а возможно построить общество, в котором преуспевающие и богатые женщины из достойных семей добровольно и бесплатно занимались бы проституцией? А такие общества в истории были. А знаете ли вы, что есть в Африке есть народ, исповедующий ислам, и в обычаях этого народа — свобода женщины. Женщина не только может до брака менять мужчин как перчатки, она обязана это делать. И чем больше у нее было мужчин, тем удачнее и выгоднее она выйдет замуж. Она порлучает обязательное образование и не закрывает лицо платком, в отличие от мужчин. К Чему все это я? К тому, что психика людей очень пластична и в результате воспитания человек может адаптироваться к любому обществу... История это показывает. А если допустить, что анархия это прежде всего: а) максимальная децентрализация и максимальное самоуправление общества, б) принятие решений на основе обсуждений, переговоров и консенсусов, а не придуманных законов, то я не вижу тут ничего невозможного. В истории были примеры, когда общество немного приближалось к этому идеалу. Единственное препятствие сейчас — менталитет людей, которые в течение многих тысячелетий жили в условиях авторитарной власти, от вождей и князьков до президента. Когда люди полагались на батюшку-царя и ничего сами не решали в своей жизни (как и сейчас не решают). Эти условия выбили из людей способность непосредственно участвовать в политической и общественной жизни, как было например в классической Др. Греции. И еще для существования анархии необходимо сознание людей более высокого порядка, чем сейчас, понимать где кончается твоя свобода, уважать свободу другого человека. Достичь этого можно только воспитанием не одного поколения людей.
Интересно, в свое время я ингтересовался фантастами с анархическими убеждениями. Это — Ле Гуин, Виндж, Корнблат, возможно Иган, но я его не читал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2016 г. 18:14
Пусть уже немного и отошли от темы, но полностью поддерживаю. В
Данная конструкция общества возможна, но конечно не сейчас. Лишь с направленным воспитательным процессом в пределах хотя бы двух поколений (сам много обсуждал данную тему и приходил к тем же выводам).
А касательно перечисленных фантастов... Ле Гуин понятно (те же «Обделенные»), но Виндж? У Игана в «Отчаяние» проскакивало, помню, а с Корнблатом в принципе не знаком.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2016 г. 18:27
Виндж не скрывает своих анархических взглядов. И по-моему состоит в каком-то либертарианском обществе. Цикл романов «Сквозь время» частично посвящен этой теме. Корнблат — известен своими левыми взглядами. У него есть роман «Синдик». Я его читал в кошмарном переводе.
 


Ссылка на сообщение20 июля 2016 г. 18:45
За Винджем я просто такого не замечал. А насчет либертарианства... Ну, не совсем анархисты. Во всяком случае, для меня либертарианцы и близкие им анархо-капиталисты несколько уходят от изначальных догм анархизма, который все-таки по сути своей крайне левый.


⇑ Наверх