Аннотация:
Мир недалекого будущего... Все больше людей сбегает в призрачную, но такую увлекательную виртуальную реальность онлайн-игр. И все чаще люди исчезают в этой реальности навсегда, оставляя своим родным кучу проблем. Но, как это бывает, новые проблемы породили новую профессию. Игорь Ламберт — «ретурнер», особенный человек, который чувствует Сеть и не поддается влиянию пространства Чендлера, где могут навсегда потеряться другие. Когда сын старого друга «зависает» в игре, Игорь не задумываясь, спешит на помощь. Но не все так просто. Там включен режим «хардкор», и гибель виртуала равнозначна смерти в реальности…
Хвергельмир жесток и беспощаден к людям. Тролли, порождения Железного леса, днем подстерегают путников, а ночью безнаказанно разгуливают по Вормсу, городу-всех-дорог. Если же луна стоит высоко, то над его улицами и домами серебрятся призрачные очертания Лунного города, опасной ловушки для припозднившегося прохожего. Но именно в этот край тропа ведет Игоря Глаз дракона и Олега Фойрига. Профессионального ретурнера и отца застрявшего в игре ребенка.
Это было лишь вопросом времени, когда в современной генерации ЛитРПГ появится роман, выходящий за пределы типовой ниши, сформированной циклами Руса, Маханенко и Михайлова. Завязка «Хардкора» Венгловского похожа на сплав идей из японского ранобэ «SAO» Кавахары и знаменитого «Лабиринта отражений» Лукьяненко — с одной стороны, в наличии смертельно опасная, находящаяся в пространстве Чендлера — особой квантовой области — игра с отключенной кнопкой выхода, а с другой — герой, который обладает редкой способностью «выводить» зависших в квантово-виртуальном пространстве игроков. Из повторившихся мелочей можно отметить и архетипичный образ Черного Хакера, и преследующий пользователей психоз, перемешивающий реальность и виртуальность. Однако на этом сходство почти исчерпывается, поскольку Венгловский развивает сюжет в ином направлении, предлагая оригинальный взгляд на старые стартовые условия.
Обычно в ЛитРПГ герой-игрок старается с головой погрузиться в виртуальный мир, но в «Хардкоре» напротив — Игорю приходится прилагать значительные усилия, чтобы удержать дистанцию с фэнтезийным антуражем и активным окружением. Игра не просто сочиняет легенды для пользователей — она на ходу конструирует, сплетает, формирует героям воспоминания и переживания, которые постепенно вытесняют из памяти реальный мир. Никаких справочных описаний — атмосферные обрывки прошлого, ожесточенные схватки, проникновенные беседы, простые и саднящие трагедии — они сами всплывают из памяти в нужный момент, окончательно вплетая сознание игрока в виртуальную реальность, делая его неотъемлемой частью Хвергельмира. Например, опытным охотником, покинувшим ледяные равнины и морское побережье, чтобы заглушить тоску о погибшей возлюбленной. Или беглым советником маркграфа и магом-самоучкой, спасающимся от погони на краю света.
Однако Игорь и Олег далеко не единственные игроки, оказавшиеся в Хвергельмире. Кто-то оказался наивен или самонадеян, решив, что пространством Чендлера его не напугать. Кто-то осознанно сбежал от проблем в реальном мире. А кто-то пришел сюда, чтобы упиваться властью и вседозволенностью. И еще есть странный и загадочный Вот, который говорит стихами, дает советы и ведет свою неведомую игру. Игру, чьи хитросплетения протянутся от Призрачного леса с руинами Абеларда — города техномагов, через зловещий Вормс и приморский Грьёдт к пропасти Гиннунгагап.
В отличие от типовых современных ЛитРПГ, в «Хардкоре» системные сообщения лишь изредка всплывают на заднем плане, а геймплей гармонично связан с антуражем — без акцента на логах и числовых параметрах. Пожалуй, единственный недочет — резко ускорившийся темп событий в последней трети романа, когда история покатилась по рельсам стандартного квеста. Впрочем, финал все равно получился ярким и неожиданным. Основная сюжетная линия «Хардкора» завершена — однако созданный Венгловским мир с квантумами и пространством Чендлера достаточно многообразен и загадочен, чтобы вернуться к нему в новых историях.
Итог: отличное атмосферное приключение на грани игры и реальности.