Ну вот мы и дождались очередной экранизации Филипа нашего Кайнреда Дика. В смысле наконец-то дошли у меня глаза ее посмотреть.
Сериал полностью соответствует высказыванию какого-то шутника, что, мол, «в Голливуде научились снимать фильмы в полном объеме названия книги». Не помню, именно о книгах Дика ли шла речь, не важно. Книга перелопачена крупными вилами. Не остался нетронутым ни один персонаж и добавлено множество новых, в том числе и главных. При этом малейшие совпадения с текстом исчезают примерно к 3-4 серии. Так что сериал практически полностью самостоятельное произведение. И, на удивление, не скажу, что плохое.
К просмотру приступал с двояким чувством. Именно с «Человека в высоком замке» началось мое знакомство с этим восхитительным автором в год издания искомой зеленой книжки — в 1992. Тогда в СССР, уже почившем, бешеными темпами издавали западную фантастику, даже в моем маленьком городке появилась пара лотков с яркими обложками, где по приемлемой цене можно было приобрести какого угодно автора, ассортимент менялся полностью за неделю. Мне было всего шестнадцать, читал я запоями, в библиотеке от моих запросов уже шарахались — конечно, все заработанные за каникулы денюжки я оставил на тех лотках. В числе прочих куплена была и эта книга. И я был потрясен! Все так же следуя тогдашней моде, очень я увлекался всем японо-китайским, от единоборств до философии. «И-цзин» тогда купить было еще невозможно, издание Щуцкого 1960-го было академическим, всего 1400 экземпляров, переизданий пока еще не было, и я собирал сведения о «Книге перемен» по крупицам из разных источников. А тут фантастический роман, в котором «И-цзин» полноправный герой. Конечно, я был в восторге. За прошедшие двадцать лет пару раз перечитывал, конечно, уже без розовых очков — есть у Дика вещи намного сильнее, но детские впечатления продолжают действовать, и я боялся, что сериал выйдет навроде нашего ужасающего «Волкодава» — из отличной книги творение, цензурных слов для которого нет.
И с первой серии стало ясно, что сериал вовсе не по книге, а «по мотивам», и, кроме главной предпосылки — во Второй мировой побеждают страны Оси — и имен героев общего у них нет. Оно и понятно — растянуть небольшой по объему роман на десять почти часовых серий ну никак не получится. И сценаристы написали новую историю. Жаль, но из нее вовсе выпал один из главных героев — «И-цзин». В книге гадают все персонажи, кроме нацистов, в сериале же к гаданию несколько раз обращается только министр Тагоми (причем явно видно, что актер даже не знает, как гадать на стеблях тысячелистника и просто теребит их в руках, производя какие-то непонятные движения). Но, поскольку роль «Книги перемен» полностью вырезана — и книга «Из дыма вышла саранча», написанная «И-цзином», в сериале превращается в фильм «Когда наестся саранча», снятый неизвестно как и кем — то уже и не важно.
Главное отличие сериала от книги — добавлен непосредственно Третий Рейх, точнее, его американская часть. В книге все действие происходит в Сан-Франциско и центральных неокупированных районах, в сериале же еще и в Нью-Йорке, принадлежащем рейху. Также расширена японская составляющая — в книге японцы поголовно белые-пушистые, читающие свой «И-цзин», коллекционирующие вещички американской старины, а в сериале немалую часть занимает деятельность Кэмпентай, которые ловят и обрабатывают подпольщиков не менее лихо, чем их коллеги из СС по ту сторону континента.
В-общем, нет больше смысла сравнивать книгу и сериал. Вот несколько главных героев — Джулиана и Джо Блэк, превращенный из итальянца (Италия в сериале вообще ни разу нигде не упоминается) в нацистского агента, а также Фрэнк Фринк со своим лопоухим другом. К этим актерам достаточно много претензий — либо в сценарии плохо прописано, либо играли абы как... Джулиана взбалмошная, то туда, то сюда, «я это должна, я то должна» — без причин, без предыстории. Джо (точнее, Люк {не Скайуокер!!} — так актера зовут) не раскрыл своего персонажа. Непонятно, как он вообще попал на эту работу: агент под прикрытием — это высшая квалификация, в том числе идеологическая, а тут явный непрофессионализм со всех сторон.
Старшее поколение сыграло намного лучше. Особенно хорош обергруппенфюрер. Из фанатичного оловянного солдатика в первых сериях он замечательно раскрывается в семьянина и преданного делу человека. Инспектор Кидо тоже удивил в последних сериях.
Косяков и недоработок в сериале масса. Как, например, на должность обергруппенфюрера СС (следующая ступенька — оберстгруппенфюрер, и это уже никто иной, как Гейдрих) попадает «этнический» американец Джон Смит? Каким образом он в молодости ловил рыбу с берлинцем Рудольфом Вегенером, причем в Цинцинатти? Про «шпионскую» деятельность Джулианы в министерстве вообще промолчу, как и про выход из охраняемого эсэсовцами нацистского посольства через боковую дверцу на помойку.
Но есть и очень удачные находки. Гитлер, как говорится, «очень похощ». Явно постарались обработать на компьютере, как он выглядел бы в 70 с лишком лет, и актера загримировали от души. Очень красив Берлин, правда, мелькает он только в последней серии и очень ненадолго. Оружие у эсэсовцев — пистолеты-пулеметы Хеклер и Кох, созданные позже, чем время действия сериала, но именно на этом и акцент, что в рейхе такое оружие наверняка появилось бы раньше.
Короче говоря, сериал все же неплох. Особенно хороши последние серии, выправившие мое уже было сложившееся впечатление, и поднявшие итоговую оценку до девяти баллов. Ждем-с второй сезон, надеюсь, он даст адекватные ответы на возникшие вопросы — и самый главный: откуда появляются эти самые фильмы «Когда наестся саранча»?