Аластер Рейольдс для меня каждый раз оказывается испытанием. Я читаю его всегда. Все вышедшее. Потому что не так много авторов работает сегодня в жанре космической фантастики. Ну, и потому, что его романы полны оригинальных находок. И при этом я не перестаю ругать его романы за реализацию. Но пока «плюсы» в виде задумок перевешивают «минусы» реализации, я буду читать и рекомендовать это делать другим: Аластер Рейнольдс «Обреченный мир»:
В любом приличном мире, имеющем сколь-нибудь длительную историю, должно быть такое место или символ, на которые можно было бы показать и сказать: вот тут произошло нечто, изменившее ВСЕ. Должен быть некий символ могущества или гордыни, славы или поучительного урока, из которого прорастают подлинная история и сопутствующие ей мифы и сказки.
В этом мире такой символ есть. Громадное творение давно ушедших поколений, пронзающее атмосферу и устремляющееся к звездам. Клинок — памятник забытым свершениям и центр, к которому, как сироты к неласковой матери, жмутся люди. Вавилонская башня, на поверхности которой борется за жизнь и страдает разделенное таинственными зонами последнее человечество этого умирающего мира. Легендарный Этеменанки, в буквальном смысле Дом краеугольного камня неба и земли.
Рейнольдс по-прежнему верен себе. Все, как всегда: великолепная задумка, бодрое начало, постепенно сходящий «на нет» сюжет и совершенно невразумительная концовка.
Что может быть лучше для фантастического сюжета? Умирающая планета, негостеприимный мир с постепенно сужающейся зоной обитания, атмосфера упадка и приближающегося печального конца. И существующее в этих жестких условиях человечество, какой-то таинственной технологией, злой волей, несчастным случаем или космической катастрофой разделенное на враждующие племена, где одни пользуются всеми благами цивилизации, а другие вынуждены жить едва ли не в средневековье.
Две эти составляющие дают практически неограниченные возможности для развития сюжета, в центре которого история странствий жителя одного из Верхних, цивилизованных миров, вынужденного спасаться от преследователей (по весьма надуманному и нелогичному поводу, к слову) в мирах Низших, где технологии по непонятным причинам перестают работать. Эти странствия наполнены замечательными находками: описаниями хитроумных приспособлений, которые изобретают люди, чтобы сохранить достигнутый уровень жизни, странных обычаев и условий быта, возникающих в условиях постоянного стресса, когда неизвестно, в мире какого уровня технологий завтра окажешься. Прибавить сюда совершенно таинственные вещи в виде технологий, наделяющих людей особыми способностями, боевых андроидов, искусственных интеллектов, роботов, которые из помощников и защитников стали убийцами и «охотниками за головами». И над всем этим витает главная загадка: — что такое этот таинственный Клинок на самом деле?
И поначалу, кажется, что столь замечательные задумки находят полное воплощение в сюжете. Без проволочек вместе с полуангелом-получеловеком Кильоном мы отправляемся в долгое странствие по мирам Клинка, из зоны в зону, спускаясь по спирали от высоких технологий к дирижаблям, паровым котлам и конной тяге. Открывая по пути все больше скрытых фактов истории и настоящего, сталкиваясь с ожившими легендами, изучая детали, которые все более интригуют и не дают приблизиться к разгадке главной тайны.
Но вот где-то во второй половине книги что-то начинает меняться. Новизна исчезает. С момента попадания в Рой сюжет все больше отклоняется в сторону личностных проблем героев. Все меньше фактов о главной тайне этого мира, и даже если такие находятся, то остаются практически незаметны на фоне раскрытия заговора внутри Роя, борьбы разных фракций, межличностных конфликтов и мелких подробностей гуманитарной миссии героев. К примеру, самый интригующий эпизод — обнаружение и изучение разрушенного второго Клинка, который должен прояснить, зачем и кем были созданы Вавилонские башни этого мира, проходит практически незаметно, теряясь на фоне спасательной операции Роя. А ведь именно там, вскользь промелькнет картинка, которая дает намек, и несет огромный потенциал для всей истории, если бы...Если бы на нее уделили больше пары абзацев.
К слову, весь роман не оставляло впечатление, что автор, порой, сам не знает, куда повернет сюжет. От этого часть интересных задумок так и остается нереализованной, а многообещающие сюжетные ответвления обрываются на полуслове. Так оборвался интересный ход с оружием ангелов, о котором подробно рассказывалось, как его собирают, какое оно совершенное и наделенное интеллектом, как оно преобразуется (в подробностях) и приспосабливается к условиям низких технологий...И что? Ничего! Буквально ничего. А ведь столько открывалось возможностей...
Ну и финал. Финал... рейнольдовский! Скороговоркой, быстренько обо всем накопившемся. Без объяснения мотивов, раскрытия тайн или истории. И, порой, даже без логической связки между событиями и фактами. Все вот так. Почему? А потому.
Это самое обидное в романах Рейнольдса. Каждый раз, сталкиваясь в начале с огромным потенциалом, все же надеешься, что вот в этот раз «ружья» выстрелят не холостыми патронами. Приключения в оригинальном и атмосферном мире не закончатся очередным разочарованием. Сюжет, взлетевший на вершину в начале, останется там до самого финала. Но... опять чего-то не хватает. Хотя, хочу отдать должное, в этот раз осталась все же работа для читательской фантазии. Та самая маленькая и почти потерявшаяся картинка на дне разрушенного Клинка, которая оправдывает все долгое путешествие.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
P.S. Следующая рецензия: Джо Аберкромби «Полвойны»