С 16 по 22 мая в Москве прошел ХV Международный московский фестиваль рисованных историй.
Первым мероприятием, которое я посетила в рамках этого фестиваля, стало открытие выставок Виктора Гоппе «Время Ксении» и Георгия Литичевского «Девушки и крокодил» в библиотеке имени А.П. Чехова. С творчеством Георгия Литичевского я уже была немного знакома по выпущенному издательством Бумкнига сборнику его комиксов «Opus Comicum». Мероприятие прошло довольно интересно, были знакомые лица, такие как Аскольд Акишин, Михаил Хачатуров, Хихус и другие.
Основная программа фестиваля проходила 21-22 мая в РГБМ, вкратце я расскажу о посещенных мероприятиях. Главным образом, это были лекции и встречи с авторами в конференц-зале: за два дня прошло сразу три мероприятия, рассказывающих о комикс индустрии в Болгарии, Армении и Сербии. Комиксист, коллекционер и педагог А. Вычков рассказал о болгарских проектах: Vekovnici, Над дъгата (Выше радуги) и Линиje фронта (Линия фронта); последний посвящен первой мировой войне, в серии принимают участие разные авторы, большинство историй основаны на реальных событиях.
Группа комиксистов из Армении, являющихся представителями творческого коллектива «Badabada?», рассказала о своем проекте Drink & Draw. Он появился в 2011 году, а сейчас в Ереване еженедельно проходят встречи комиксистов. В рамках этого проекта возникла идея проведения марафона: за 24 часа нарисовать 24 страницы комикса. В Армении этот марафон стал традицией, в нем принимали участие авторы из других стран, в т.ч. из Италии. Тема последнего проекта — война.
Профессор И. Антанасиевич прочитала лекцию о русском комиксе Королевства Югославия и современном сербском комиксе. Прежде всего, речь шла о проекте Zigomar (Nikola Navojev и Branko Vidić), рассказывающего о приключениях героя в маске. Рассказала лектор и о комиксах, в основу которых легли такие известные произведения как Тарас Бульба, Дон Кихот, Сказка о золотом петушке, Руслан и Людмила, Воскресенье, приключения Швейка и другие.
В рамках КомМиссии прошли встречи с зарубежными художниками — Деннисом Калеро и Ронаном Тулоатом. Деннис Калеро рассказал о своем творчестве, о работе на серией комиксов X-Men Noir (альтернативная вселенная, где действие разворачивается в Нью-Йорке 30-х годов, у известных нам мутантов есть прототипы, не обладающие сверхъспособностями, но имеющие схожие таланты: Циклоп был одноглазым снайпером, Гамбит — владельцем казино и т.д.) и Weapon X Noir. Другие его проекты: Бэтмен (DС), обложки к комиксам про Джеймса Бонда, Suit (Dak Horse). В данный момент он работает над сценарием для фильма (название не озвучил, в центре внимания — два комика, которые на сцене высказывают друг другу не самую лестную правду).
Ронан Тулоат рассказал вкратце о своем творчестве и работе, а также провел мастер-класс по рисунку на планшете. За сравнительно небольшое время и под пристальным внимание публики он нарисовал российского космонавта, комментируя все этапы своей работы.
Литературный агент Николас Гривель рассказал о работе литературного агента: первое направление — предлагать уже изданную книгу издателям на других языках. Николас работает с книгами на французском и английском языках, чаще всего выбирает те книги, которые нравятся ему лично, отражают его вкус. Среди его проектов: «The ralist» А. Hanuka, «We won't see Auschwitz» Jeremie Dres, «Repl Um» Blutch, «Pasein» Joan Sfan, «Today is the last day of the rest of your life» Ulli Lust. Второе направление деятельности — работа с проектами с самого начала, участие в процессе написания, поиска художников и т.д. Пример такого проекта — «The Joe Shuster Story» Thomas Campi, Julian Voloj. Третье направление деятельности — анимация, Николас сотрудничает с анимационной студией Laika. Вторую часть лекции Николас посвятил рассказу о современном французском рынке комиксов, а это свыше 4000 новинок в год (Николас продает 40-50 тайтлов в год), среди которых лидируют франкоязычные комиксы, на втором месте — манга. Сейчас популярность набирают и переводные американские комиксы, не только Marvel и DC, но и Image (популярны такие серии как Сага и Ходячие мертвецы). Еще один жанр — документальный комикс, в т.ч. журналистика, например «Палестина» Джо Сакко. Молодые авторы обычно начинают с неизвестных андеграудных издательств, а если автор становится популярным, то контракты уже предлагает более крупные и известные издательства. Среди комиксов, вышедших на русском языке благодаря Николасу: «Джим-водолаз», «Волшебное перо».
Издательство Бумкнига рассказало о своих планах и грядущем Бумфесте (последние выходные сентября, Питер), на который приедет Дилан Хоррокс. А Саша Барановская представила свою книгу «Колпак, фреза, кринолин или история костюма в комиксах». Данная книга охватывает историю костюма с XV до конца XIX века. Изначально название книги было другое — «Укрощение тела», но от него было решено отказаться.
Станислав Куприянов (Comicstrade.ru), Григорий Пророков (экс-LookAtMe), Максим Марков (Ридус) и Степан Карма обсудили комикс-журналистику. Главная проблема, которую подняли ведущие — читать о комиксах негде: популярные сайты типа Афиши о комиксах пишут с некоторой неохотой и часто непрофессионально, а специализированные сайты типа Комикстрейда пишут «для своих» и могут отпугнуть новых читателей. Другая проблема — отсутствие интересных видео обзоров на комиксы, потому что видеоблогеры не рассказывают истории по-настоящему.
Филипп Соседов представил свой проект «Пантеон. Культ двуличия». Во время презентации Филипп показал карту мира Пантеон и рассказало самом мире. Основная точка изменения — вместо Иисуса Христа казнили Варавву. От этого строится вся дальнейшая мифология и местный культ. Казнь Вараввы и его культ были следствием палео контакта с веществом под названием экзокарбон или красный уголь (бактериальная культура иноземного происхождения, попала в мире в начале первого ледникового периода и начала терраформировать его). Эта культура осела на полюсах, не дав во время раздвижения материков образовались Америкам. Евразийская часть представляет собой единый материк. Америку открывали несколько раз, в 1951 была последняя экспедиция, Америку открыли повторно и узнали много нового о красном угле. Развитие экзокарбона шло в несколько этапов и влияло на развитие человека, делая из него практически бога. Несколько тысяч лет назад миром правил древнегреческий пантеон, они были людьми, но из-за влияния экзокарбона получили власть над миром. Один из них, Посейдон, предал пантеон, уничтожил старый олимп и воцарился над миром, утверждая, что он единоличный бог-тиран. В нулевом году борец за свободу, желающий вернуть старых богов — Варавва, поднял восстание, был схвачен и казнен. После казни он возродился и собрал свой пантеон. В начале I тысячелетия воцарилась вера построена на пророчествах Вараввы, что придет новый верховный бог. В 1986 в мире лидировала Российская империя, мировая война была только одна и против азиатского триумфирата, шла 3 года. Но в 1986 году император Российской Империи умирает, что приводит к гражданско войне между наследниками и представителями власти. Заканчивается она в 1988 взрывом экзокарбоновой жилы и перемирием. В итоге Российская империя делится на 4 стороны: центр (в т.ч. Петрополь — аналог нашего Петербурга), территория за Уралом, юг Европы и часть юга Азии. В 1991 году начинаются основные события комикса.
«Культ двуличия» состоит из шести выпусков, заключительный шестой выпуск выходит уже в июне. Все шесть выпусков охватывают события одних суток, каждый выпуск освещает события глазами разных героев. В планах автора написать в дальнейшем «Кодекс Двуличия» и «Крах Двуличия».
В малом зале прошла презентация комикса «Механизмы Хендрика». Нам показали наброски и эскизы, рассказали о мироустройстве и основных героях и даже показали кадры из нового выпуска.
Богдан и Алекс Хачетт рассказали о своих отдельных (Алекс Хачетт: «Бесобой», «Заговор единорогов»; Богдан: «Ника», совместно с Евгением Федотовым — «Якутия») и совместных проектах: «Скунс и Оцелот». Алекс Хачетт также занимался оформление диска Witch circle. В настоящее время они вместе работают над проектом «Sсript it» — комиксом о том, как писать комикс. На данный момент это он-лайн проект, вышло уже две главы, идет работа над третьей.
Генеральный директор студии «Лин-Арт» А. Дворянкин рассказал о коммерческих проектах своей студии, в основе которых лежит комикс: комикс, посвященный финансовому годовому отчету банка «Зенит», биография М.В. Ломоносова для филиала МГУ в Женеве (при участии Аскольда Акишина), комикс про северо-кавказского леопарда (также при участии Аскольда Акишина) и другие. Комикс, рассказал лектор,это бюджетный рекламный ролик, затраты на его производство гораздо меньше. Часто заказываются рекламные листовки, открытки, полосы в журналах в виде комиксов. Также его студия занималась рекламным комиксом, который был посвящен юбилею крупного предпринимателя; заказ был сделан его женой.
В начале воскресенья мне удалось задать несколько вопросов Ронану Тулоату (отдельная благодарность выражается Михаилу Хачатурову):
Анна Брускова (А.Б.): это ваш первый визит в Россию? Каковы ваши впечатления?
Ронан Тулоат (Р.Т.): да, это первый визит. Впечатления хорошие. Очень понравилась и Москва, и Ростов тоже. Очень понравилась публика на мастер-классах, много интересных, толковых вопросов по существу. Хотелось бы вернуться в Россию на подольше с женой и поездить по стране.
А.Б.: В каком возрасте вы начали рисовать?
Р.Т.: Где-то лет с трех-пяти. Регулярно рисую с 5 лет, в детстве очень любил рисовать самолеты.
А.Б.: Расскажите о своих любимых комиксах, какие работы повлияли на вас?
Р.Т.: Нравятся французские, американские и японские комиксы. Очень сложно вспомнить и назвать всех, но могу назвать Фрэнка Миллера, Алекса Тодда, Милтона Каниффа. Еще нравится комиксы Сага. Из французов — Матье Лоффре, Алекс Алис, разумеется Жан Жиро (Мёбиус), а из японцев — Отомо и Урасаву.
А.Б.: Здесь представлены ваши работы, на которых изображены герои DС/Марвел, расскажите о них?
Р.Т.: Я не работаю на DC или Марвел, просто рисую плакаты или обложки для журналов.
А.Б.: Известно ли вам что-либо о российских комиксах?
Р.Т.: К сожалению, нет, ничего не известно. Многое из того, что увидел тут, понравилось (прим. — при мне Ронан купил «Лес» Аскольда Акишина).
А.Б.: Да, наша индустрия еще молодая.
Р.Т.: У вас все впереди.
А.Б.: Не могли бы вы дать несколько советов начинающим художникам?
Р.Т.: Да, конечно. Необходимо использовать платформы типа Кикстартера, вести сайты, блоги и много публиковаться в интернете. Также можно пытаться объединиться в издательство по типу Image или французского издательства L'Association, чтобы издавать то, что хочется самим.
А.Б.: Вы упоминали Ростов, какое мероприятие там вы посетили?
Р.Т.: Это была поездка в регионы в рамках фестиваля КомМиссия. В понедельник-вторник буду в Рязани. Данные поездки организованы совместно Французским Институтом в России и Институтом Гёте в России.
А.Б.: Большое спасибо!
Р.Т.: Пожалуйста!
Оба дня в холле работала ярмарка, на которой были представлены не только современные комиксы, но и комиксы, ставшие раритетами, а также настольные игры, атрибутика и сувениры.
А на нижнем этаже располагалась выставка работ.
Было замечено несколько проблем, связанных главным образом с организацией: в малом зале обычно проходило сразу несколько мероприятий и иногда они мешали друг другу. Если во время встречи с Ронаном Туолатом было относительно тихо, то во время презентации «Механизмов Хендрика» было шумно и приходилось напрягаться, чтобы услышать выступающего. Также были некоторые технические сбои: во время мастер-класса Ронана его планшет подключить не удалось, а предложенный организаторами планшет имел только русскоязычную версию фотошопа.