http://www.fantlab.ru/images/editions/big/32641" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Из современных авторов, пишущих приключенческое фэнтези, Голотвина, вместе с Ночкиным и Раткевич, входит в число моих любимцев. Да и творчество ее схоже с произведениями двух вышеупомянутых авторов. С Ночкминым Голотвину роднит умение от произведения к произведению строить по кирпичику огромный и очень живой мир, выводя на передний план то одного, то другого персонажа, совсем не геройского вида. С книгами Раткевич романы Голотвиной вообще очень похожи — и некой надзидательностью, и неспешным действием, и непоколебимой уверенностью в победе сил добра и справедливости.
Роман «Привычное проклятие» очень типичен для творчества автора. С одной стороны, он — вполне самодостаточное произведение, с другой стороны, многие ниточки связывают его с другими романами Грайанского цикла. В этот раз в центре событий оказывается постоялый двор бывшего десятника Кринаша. Именно сюда, в лесную глухомань, судьба приводит самых разных людей — беглого вельможу и бродячего певца, знаменитого актера и мастера-резчика. В окрестных лесах шляются стражники и разбойники, тролли и ящеры из другого мира, и все их действия сплетаются в тугой клубок сюжета, разбираться в котором нелегко, но увлекательно. Далеко не все персонажи оказываются теми, за кого они себя выдают, и если в одних случаях мне удалось раскрыть их загадки, то пару раз автор сумела меня полностью запутать. Главной же виновницей сумятицы вокруг постоялого двора оказалось проклятие бабки Гульды, и эта старая ведьма тоже отнюдь не проста.
В общем, приключения получились очень увлекательными с одной стороны и нравоучительными с другой. Автор не устает напоминать нам, что зло, подлость, коварство обязательно будут наказаны, а добро вознаграждено, что оступиться может каждый, но мужество признать и исправить свой проступок есть не у всех, что даже у самого непривлекательного существа может оказаться любящее и храброе сердце, а злодейство нельзя оправдать никакими высшими соображениями.
Герои романа напоминают персонажей старой доброй пьесы: добрый король и глупый вельможа, коварная ведьма и храбрый воин, бродячий певец и прекрасная принцесса. Все они играют свои роли и играют их ярко и убедительно.
Да, временами роман кажется несколько наивным. В ходе развития сюжета многовато совпадений и роялей в кустах.
И все же перед нами очень симпатичная и добрая фэнтези, способная не только ненавязчиво научить многому молодого читателя, но и доставить немало приятных минут читателю более умудренному.