Вчера пересмотрел фильм «Хранитель времени» про альтернативную реальность с элементами Клокпанка. Хотя показаны 1926-28годы во Франции, но местное общество выглядит отсталым. Такое впечатление, что развитие цивилизации искусственно заторможено. Одним из тормозов является уход из кинотеатров фантастики Жоржа Мельеза. Люди потеряли мечту и уперлись в бытовуху. Одновременно читаю тайм-панковск ую «Таинственную историю Заводного человека» М Ходдера об альтернативной реальности середины девятнадцатого века.
Для меня оба эти произведения являются переплетением Стим и Клок панка.
Страх перед машинами развился ещё в 19 веке, когда появились паровые машины и шахматные автоматы. Шахматных автоматов было создано несколько. С одним из них сражался даже Наполеон. Конечно в нем был обман, там прятался инвалид, но слава об этом автомате облетела всю Европу. Некоторые писатели психологического направления развивали и поддерживали этот страх. Э Т А Гофман в своем «Песочном человеке»(1815г) вывел бездушую куклу Олимпию, а в рассказе «Автомат» (1814г) говорящего деревянного истукана. Джером К Джером написал на данную тему рассказ «Партнёр по танцам»(1893г), а А Бирс в рассказе «Хозяин Моксона» (1897г) описал бунт шахматного автомата. Бунт машин также описывали в своих произведениях В Брюсов и К Чапек.
В СССР страх перед андроидами также прослеживается в произведениях двадцатых годов. Это Александр Грин со своим Ксаверием из «Золотой цепи»(1924г), хотя принцип его работы явно не связан с часовым механизмом. Шахматный автомат на основе механизмов действует в рассказах Ал. Абрамова «Гибель шахмат»(1926г), В Мазуркевича «Последняя партия» (1928г), Л Кацнельсона «Месть шахматного автомата»(1977г), а у Юрия Олеши в повести-сказке «Три толстяка»(1928г) у куклы наследника Тутти явная часовая механика.
Так что в отечественной литературе также были произведения клокпанкоской направленности.