Сложное впечатление от фильма.
Сколько бы раз не наступал на грабли, Пардон — сколько бы раз не надеялся, что постСоюзные киноделы будут стараться выжать максимум из каждого шанса снять кино, убеждаюсь раз за разом, что кино — это индустрия, ничуть не лучше трубного завода, и пока все участники съемочной группы не приобретут опыт — конечный продукт будет хромать на четыре лапы.
Если проводить аналогии с другими картинами — это «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988-й).
Что удалось:
— некоторые цветосветовые решения — красная лента на фоне, красные ягоды под ногами героини, вообще красный цвет играл.... Хорошо получился — с чисто эстетической точки зрения — сам ритуал жертвования;
— остров, во многом сложенный из костей драконов — как громадных, так и ставших куда как меньше...
— архитектура селения, которое приносило дань дракону...
— непосредственный дизайн мелкого «домашнего» существа на острове. Что-то от чапрачного шакала, что-то от гиеновидной собаки;
— часть спецэффектов — хотя не столько сам дракон, сколько работа с огнём и отсветами на камнях...
— очень хорошо сыграл старого князя Станислав Любшин — виден человек, которого уже оставила сила, которого во многом оставила и воля, который привык жить в тени драконьих крыльев, но есть у него еще обычаи, за которые он держится, немного доброты и надежды.
Что не удалось:
— уровень игры актеров, изображающих центральных персонажей — это плинтус, это дно могилы Станиславского, а снизу еще стучат. Имхо, разумеется;
— часть спецэффектов — лет пять назад это было бы очень круто, или «очень хорошо», сейчас это смотрится ходульно. Движения и повадки «домашнего существа» — это, конечно, прогресс, по сравнению с «мышем» из «Волкодава», но все равно не есть здорово;
— главная проблема — баланс между условностью и реализмом. В лучших книгах Дяченок он выдерживается очень тонко, мир упрощается и делается знакомым современному читателю ровно до той степени, чтобы этот читатель еще не видел театрального занавеса и декораций, в которые превратился упрощенный мир. В фильме же, увы и ах, попытка провернуть этот фокус совершенно не получается. Есть вполне современные люди, которые прикидываются драконам и взятыми как дань невестами. Не эротическая (особенно поначалу) телесность, которую пытаются дать создатели фильма — слишком глубоко прячется под слоем фитнеса и тренажеров. Дракон, в котором живет память предков — ну не ведет себя с таким толстым намеком на бандюка 90-х, в котором внезапно проснулась человечность... Истории с любовью наверняка разыгрывались на этом острове неоднократно (если так много поколений в памяти), потому дракон должен вести себя скорее как персонаж из «Дюны», как Лето Атридес ІІ — тысячелетний червь... Который тоже может влюбиться, но ведь совершенно иначе. Потому как он помнит тысячи ощущений, и потому ну никак не может быть начинающим эпикурейцем в домашней обстановке... На крайний случай можно вспомнить Сапковского — который тоже описывал чудовище в замке, которому требовались девушки. Попытка убить дракона — это отдельная, сложная история, свой пласт культуры. А тут мы видим каких-то «древних русичей», которые вот так взялись и пошли убивать — с девственно чистыми мозгами. Все это расстраивает баланс между «детской» и «взрослой» компонентой истории, приходится давать больше «мыла» /тут я подчеркнуто не обращаюсь к самому роману «Ритуал», оцениваю фильм сам по себе/;
Итого: когда смотришь на очередной провалившийся голливудский штамп, стоимостью дочерта миллионов, спокойно произносишь фразу «у короля много» — еще сколько-то неудачников пойдет ко дну, но это их проблемы. Когда видишь загубленное продолжение отличной истории — как исходник, так и «вторая часть» сняты за океаном — только вздохнешь, потому как хотелось развития кинематографа, а люди маленький шажок не сделали. Когда же видишь вот такой фильм, снятый своими — понимаешь, что и он полноценно не окупится, и часть спонсоров в следующий раз будет крутить носом. Хотя, если машина работает, и фильмы снимаются, то должны появляться и шедевры. Фильм этот необходим — потренировались костюмеры, много чего получилось у художников. Компьютерная графика улучшилась...
Рекомендую фильм к просмотру в свободное время — как очередная экранизация фэнтези он свою роль отыгрывает, но именно как очередная, местами очень и очень посредственная.