Вторая книга несколько разочаровала. И, прежде всего, тем, что автор умудрился похоронить все то, за что я похвалила первую. Сюжет. к сожалению, превратился в какое-то хождение по мукам, причем в прямом смысле этого слова. В духе Робин Хобб герои постоянно страдают от побоев, пыток и ран. По моему, в здоровом состоянии никто из них так и не появился. Как и не в измазанном кровью виде. Поэтому продолжать или нет, на ваше усмотрение. Может автор выправит сюжет в следующем романе, и тогда этот потребуется, как связующая нить. Брайан Макклеллан второй роман цикла «Пороховой маг» «Кровавый поход»:
Казалось бы, своим самоотверженным поступком удачливый пороховой маг Таниэль спас мир от прихода разгневанного бога Кресемира, удачно попав прямо в глаз бессмертному небожителю, вторжение врага в Ардо отбито, а заговорщики и предатели разоблачены в самый последний момент и не смогли причинить существенного урона. Но это было бы слишком просто и даже как-то до неприличия лаконично в наш век бесконечных фэнтезийных саг закончить историю одним романом.
Поэтому потребовался «перезапуск» всей истории. Оказывается, Бог был убит, но не до конца, отчего озлобился еще больше. Нашествие врага отбито, но только в одном месте, а в другом война только разгорается. Гнусный шпион Ветас был наказан, но стал еще злобнее и мстительней. Одних предателей разоблачили, но другие множатся, как поганки после летнего дождя.
Короче, наша песня хороша, начинай сначала. Буквально, поскольку ни одной новой сюжетной линии не будет, а лишь «перезагрузка» уже знакомых. Причем нового не будет ни в чем, включая магию, которая все больше сдает позиции, уступая поле боя мечу. Единственное, что в этой ситуации радует: автор определился с тремя главными линиями и не отвлекается на второстепенные, потому все действие не превращается в вариант очередного бесконечного сериала, когда за увесистый том основной сюжет продвигается вперед на малюсенький шаг.
В реальности это означает, что пылкий и, прямо скажем, не очень сообразительный и страдающий наркотической зависимостью пороховой маг Таниэль продолжит гоняться за Избранными и Стражами из стана врага, а также спятившим богом Кресемиром, чтобы добить его окончательно, попутно совершая кучу глупых поступков, за что регулярно бывает нещадно бит. Фельдмаршал Тамас продолжит громить превосходящие силы врага, строить кратковременные и долговременные стратегические планы, воодушевлять окружающих на героические подвиги и в тайне терпеть разного рода муки — физические и душевные. Третий главный герой — детектив Адамат — долго и нудно будет вызволять из плена членов своего многочисленного семейства, попутно распутывая узелки многочисленных интриг местной политики.
Признаюсь, ни одна из этих сюжетных линий сюрпризов не преподнесла. Чувство, что это уже где-то когда-то читано, не прошло, а лишь усилилось. Поход Тамаса через вражескую территорию? Постойте, что-то такое вертится на языке...Не «Врата ли мертвого бога»? Нет, там много динамичней и трагичней, скорее что-то из «Архива Штормсвета», «Колеса Времени» или бессмертной «Песни льда и огня«!
Но более раздражало даже не это. Вот, скажите, это автор таким образом откликнулся на пожелания читателей, или это какая-то всеобщая литературная мания — превращать роман в бесконечную череду страданий героев в потоках крови, смакуя каждую подробность — какая кость сломана, где поставили синяк и сколько герой пробыл в отключке?
Тут даже Робин Хобб, любительница хорошо и качественно помучить героев перед счастливым финалом, обзавидуется. Все три главных героя изрядное количество раз оказываются жестоко биты, ранены, покалечены или прибывают в бессознательном состоянии. А красавчик Таниэль по этой части просто-таки ставит рекорд среди фэнтезиных героев. Любой эпизод с его участием заканчивается приблизительно одинаково: герой изрядно побит и крепко скручен, но ершисто продолжает напрашиваться на добавку, которую тут же и получает. И так раз десять, не меньше. А ведь первый роман радовал как раз тем, что автор не скатился в это уже поднадоевшее болото садо-мазо и прочих «измов».
Есть еще одна раздражающая вещь, которая была почти не заметна в первой части. Периодически сюжет заводит героев в безвыходные ситуации. Мартин в таких случаях просто избавляется от героя и приводит на его место нового. Сандерсон предполагает какую-то незамеченную читателем, но вполне логически обоснованную, лазейку. Здесь же автор пока неопытен, поэтому выход находится достаточно странным способом: все происходящее до решающего момента просто «обнуляется» без какого-то логического объяснения, и далее мы двигаемся вперед без оглядки на прошлое. Что-то было, но забыто, быльем поросло, и нечего о нем вспоминать.
Но, вот в чем беда. При всех явных недостатках, узнать, как же автор выкрутится из сюжетных тупиков, в которые он то и дело заводит героев, все-таки хочется. Поэтому читать финальную часть придется. Да, и надежда, что будет учтен урок первых двух романов, не оставляет. Ведь не задумал же автор новую «Песнь» или «Колесо» длительностью в пару десятилетий и миллион страниц?
Для иллюстрации использованы кадры из сериала «Стрелок Шарп» и фильма «Отверженные»
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru