Посмотревши первый сезон — можно делать основательные выводы, дать вторую часть рецензии...
Создатели сериала попытались найти свою, отдельную нишу в бесконечном потоке историй о путешествиях во времени. Ей стала проблема использования служебного положения в личных целях.
Это не вульгарная нажива — хотя есть отрицательная героиня, которая слишком озабочена деньгами.
Это не попытки устроить судьбу — свою или своих детей. Хотя проблемы, связанные с этим, служат своеобразным спусковым крючком.
Это даже не попытки реализовать личные страсти в политических или художественных процессах — хотя вся история Испании к услугам работников министерства, они стараются её сохранить, а не улучшить.
В первой серии мы видим мелкие правонарушения, которые позволяют себе работники. В конторе как бы царит дух фильма «Откройте, полиция» — грешки позволительны, надо просто не показывать мобильный телефон в XVI-м веке. Но к восьмой становится ясно, что судьба каждого работника — это своя трагедия. Какие-то со счастливым финалом (вроде сына, которого удается вытащить с обреченного на гибель галеона «Великой армады»), а какие-то совершенно мрачные.
Львиная доля натяжек и противоречий, которыми переполнен сериал — обеспечивает именно этот, постепенный переход от просто работы и мелких шалостей к чеканной формуле «так жить нельзя».
А как?
Меньше всего это «как» понимают сами персонажи (я надеюсь увидеть попытку «эксперимента» во втором сезоне). Но они оказываются перед несколькими ограничениями, которые подобно сжимающимся стенам в «Колодце и маятнике» не оставляют им пространства для маневра:
— надо сохранять историю, потому что это сокровище, и они не знают, как её улучшить. Они спасают от французов героя войны с Наполеоном, которого король Испании казнит через несколько лет. Но иначе — никак;
— они видят, что историей пользуются другие люди, представители других стран, причем шастают по своим делам и ведут себя откровенно хамски. Наглеют. Но Министерство — четко осознает себя, как структура подчиненная государству, а Испания современности — четко осознается, как подчиненная, зависимая страна;
— надо помогать людям в прошлом. Хотя бы потому что без лекарств умирают дети сотрудников министерства, а те потом начинают создавать эпические проблемы;
— у каждого работника министерства — представления о судьбе и смысле, которые он принес из своего времени. И шаблоны трещат от первого мгновенья до последнего. Идет сложный процесс сплавления представлений разных эпох во что-то новое.
И несколько человек на переломе собственных судеб — начинают пытаться создавать новую мораль. Как бы странно это не показалось, но в своих поисках и сомнениях — как правильно поступать — персонажи очень напоминают героев французской комедии «Распутник»: Дидро гостит у дАламбера, в замке, мягко говоря, разврат, но в этом клубке пошловатых и жуликоватых авантюристических фокусов, случайных эротических приключений — рождается буржуазная мораль. Дидро пишет энциклопедию... Оттого само министерство производит впечатление молодой, только созданной структуры, еще не произнесены те слова, которые надо вбить в каждого новичка, как заповеди. Хотя по сюжету министерство основано еще королевой Изабеллой.
В остальном — это типичный детективно-исторический сериал с весьма ограниченным бюджетом. Каждая серия — это задание по исправлению/не допущению очередного искажения истории. Детективные конструкты показаны достаточно тщательно, с неожиданными вывертами, так что если не думать о противоречиях — то получается совсем неплохо. Хотя не оставляет ощущение, что руководство точно знает — все обязательно случиться, почти само собой, надо просто подтолкнуть ситуацию в оргинальном направлении...
Спецэффекты — как правило виды на несуществующие пейзажи — несколько снижают эффект бедности, но в остальном создатели полагаются на юмор. История Испании с её взлетами и падениями дает достаточно поводов, ну а если вы не можете придумать шутки о путешественниках во времени — то грош вам цена, как сценаристу :) Тема получает неплохую национально-культурную привязку.
Три основных действующих лица и полдюжины персонажей «почти первого плана» — подобраны относительно удачно. Естественно, от министерства такого уровня ждешь команду другого качества. «Они должны хотя бы закончить Хогвартс» :) Но здесь сериал очень сильно выручает некая условность в постановке. Создатели педалируют социальные намеки, и потому показывают нам очередную контору — без волшебников и супергероев. Вот секретарша из XIX-го века, которая попала в министерство из-за мужа — тот был служащим в другой эпохе, но завел себе еще две семьи в разных столетиях. И вот она фактически убежала от него на новую работу... а вот бывший санитар, который теперь оперативник. Вот заместитель министра, который выглядит как чиновник с претензией...
При педалировании социальных намеков — сериал более чем лоялен к новейшим тенденциям в демонстрации однополой любви. Это не «Игра престолов», но тема значима для сюжета.
Итого: если вы хоть сколько-нибудь регулярно смотрите фильмы о путешествиях во времени, интересуетесь этой темой — то сериал вам смотреть надо. В человеческом измерении, в попытках показать коллизии на уровне индивида — создатели явно продвинулись.