Джигиты в поисках красавицы
Приснилась как-то одному джигиту красивая девушка и стал он ее искать. Обошел четыре раза все четыре стороны света и пять раз все пять углов Медины. Сам джигит стал размером с жаворонка, конь джигита со щепку. Исхудали-измучились.
Возвращался он ни с чем, как вдруг у истока одной реки, там где око родника, сидит молодуха, просто писаная красавица, луной назвать бы, да не назовешь, с солнцем сравнить бы, да не сравнишь.
Подумал джигит — «Как из моего сна красавица, пусть она и молодуха, все равно женюсь», да и разговорился с ней.
Согласилась молодуха пойти за джигита, привез он ее к себе домой. В один из дней повстречался джигиту его друг:
— Дружище, ты никак женился?
— Женился, — отвечает джигит.
— Ну-ка посмотрю я на твою молодую женушку, — сказал друг джигита. Приезжает к нему домой, а там вместо красавицы сидит чудище — дракон. Говорит джигиту его друг:
— Ээ, друг, так твоя жена не женщина, а старая дракониха, заплутавшая от нужды и немощи.
Застила ревность глаза джигиту, решил он, что друг завидует ему, что у него жена красавица.
Заметил это его друг и говорит:
— Ай, батыр, проведи рукой по животу своей жены, если найдешь у нее пупок — она человек, не окажется пупка — змея. Не спи, время от времени опускай мизинец в соль, гладь осторожно, чтобы она не заметила, если выдашь себя — погубишь весь город и сам погибнешь заодно.
Вышло все так, как и говорил друг джигита — не оказалось у жены пупка. На другой день признался джигит другу:
— Нет у нее пупка, как ты и сказал.
— Так вот, забеременела твоя жена, на втором месяце, ты сошлись на то, что надо тебе заняться кое-какой торговлей, и отправься в путешествие, возвращайся через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут. Как раз в это время начнутся у твоей жены схватки, будет она рожать.
К возвращению джигита сделал его друг хороший меч.
— Как появится ребенок, снеси своей жене голову! — сказал он, вручая джигиту меч в руки.
Отсек джигит одним махом голову жене. Предупредил его друг, что ребенка надо подхватить так, чтобы не попала ему на тело кровь матери. Но замешкался джигит и ребенку на грудь капнуло двумя капельками крови из материнской шеи. Смотрит джигит — валяется на земле не его жена, а громадный как вол, сорокасаженный дракон.
— Что же теперь делать? — спрашивает он у друга.
— Вырежь со спины чудища кусок шкуры в две пяди, а все остальное сожги, — посоветовал ему друг.
Вот как-то после этого опять повстречался джигиту его друг:
— Как там твой сын? — спрашивает.
— Ой, не знаю даже. Приносит за один раз дров столько, что хватает всему городу. За один присест съедает пищи, тоже на весь город, — отвечает отец мальчика.
— А приезжай-ка с сыном ко мне в гости, — зовет его друг.
К их приезду сделал друг джигита железный дом, украсил его изнутри и сделал с одного конца дверь для входа, а с другого еще одну для выхода.
Вот приехали джигит и его сын. Друг завел их в железный дом. В одну украшенную комнату завел мальчика, в другую его отца. Пока мальчик засматривался по малолетству на украшения в доме, хозяин вывел своего друга через вторую дверь. Разом захлопнули обе двери и заперли их. Тут от крика мальчика трижды поднялся до небес железный дом и опустился обратно. Семь дней ребенку, запертому в доме, давали только ломоть хлеба и чашку воды, потом выкопали в поле яму, зарезали кобылицу, а её казы (брюшной и реберный жир, иногда с частью мяса) развесили в яме. Там же расставили семь мотыг и семь хлебов. Оголодавшего мальчика заковали в цепи и поставили головой к яме. Увидел он мясо и хлеб, дернулся изо всех сил, но удержали его цепи, а от рывка вылетели две змеи у него изо рта, прошли через семь хлебов, через казы и застряли в семи мотыгах. Как только выбросило змей из чрева ребенка, потерял он сознание и свалился обессиленный. Стали ему давать молоко, выкупали в молоке светло-сивой кобылицы, а как он окреп, увезли домой. Давешние две капли крови росли в теле ребенка, превратились в змей и со временем стал бы мальчик драконом. Только благодаря знаниям друга его отца, мальчик спасся и избавился от чудищ.
С тех самых пор и появилось присловье, что ребенок появляется из отцовой крови и принадлежит отцу.