Польша, 1960, 108 мин.
Реж. Анджей Мунк
В ролях Богумил Кобеля, Мария Чесельска, Хелена Домбровска, Барбара Ласс, Кристина Карковска, Барбара Поломска, Ирена Сталончик, Тадеуш Бартосик, Хенрик Бонк, Мариуш Дмоховски, Роман Полански
Сатирическая комедия
Оценка 7,7 (687) Моя оценка 8 (отлично)
Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь
Экранизация повести Ежи Стефана Ставинськи «6 превращений Яна Пищека».
Как я нередко отмечал, во многих фильмах все начинается с конца. Так и в этом.
Мужчина рассказывает начальнику тюрьмы о своей жизни и просит не выпускать его на волю – ведь только здесь он перестал беспокоиться и начал жить нормально.
Ян Пищек – сын дамского портного, который с детства хотел быть своим, примерным и так далее. Желание быть как все, следовать «генеральной линии» не привело его к успеху.
Он мог стать горнистом в отряде скаутов, но завистники все испортили. Принял участие в проправительственной демонстрации. Так к ней примкнули крайние элементы, устроившие погром. А по морде отхватил Ян.
Показалось ему, что в форме он будет пользоваться большей популярностью у девушек. Так началась война, и в день когда он должен был начать учебу в офицерской школе, он попал в плен, да еще в чужой офицерской форме, которую он просто примерял (а перед этим за ним по капустному полю гонялись самолеты немцев). Чужая форма тоже вышла боком в лагере для военнопленных.
Затем наш герой работал в Германии, был дельцом черного рынка. После войны пристроился на теплое место, но и тут совершил прокол.
Выдающаяся сатирическая комедия. Богумил Кобеля прекрасно исполнил роль человека, который стремится всегда быть поближе к власти, что всегда оборачивается для него неприятностями. Он так хотел всем понравиться, что практически никогда не был собой.
В роли репетитора, сменившего Яна, сам Роман Полански. А девушку, кстати, играет его жена Барбара Ласс.
Анджей Мунк снял смелое для своего времени кино. Ведь он высмеял не только довоенные и военные власти, но и новым властям досталось. Контора показана исключительно нелицеприятно.
Великолепный фильм, недаром считающийся вехой в истории польского кино.