Люблю смотреть лаконичные истории, которые в силу своего небольшого хронометража просто физически не успевают надоесть. И вот буквально на днях мне на глаза попалась совсем свежая экранизация детективного романа Агаты Кристи «Десять Негритят». Скажу честно, по-нормальному я не смотрел предыдущие экранизации, и не читал роман автора(хотя теперь то уж точно прочитаю). Если некоторые отголоски сюжета во время просмотра всплывали в памяти, то дальнейшее его развитие и финал — это всё было для меня неожиданным. Изначально внимание привлёк актёрский состав, согласитесь, имена достаточно известные.
Так что я быстренько скачал серии в качественном озвучании и окунулся в это трёхчасовое великолепие. Правда, что называется «зашло» с первых секунд. Оригинальные титры в начале, с нефритовыми(или из чего они там сделаны), немного языческими по форме статуэтками, задают определённый тон истории. А дальше понеслось.
Десять людей(негритят) на отдалённом пустынном острове, на котором только голые скалы и одинокий особняк посреди всей этой суровости, а из живности только чайки, подбирающие объедки.
Словно мышки в коробке, они начинают подозревать, что что-то не так. Каждого из них мастерски заманили на этот остров, заманили с определённой целью. И цель эта — возмездие за былые прегрешения. И в конце первой серии всем им были предъявлены обвинения, после которых наступила своего рода точка невозврата. Ты смотришь, и понимаешь, что скоро начнётся мясо.
Каждый персонаж отличается от остальных...характером, поведением, за каждым интересно наблюдать. Актёры то талантливы. Особенно Эйдан Тёрнер, вот его не узнать. Не осталось ничего от того добродушного милого гнома Кили из трилогии «Хоббит». Теперь у него другая роль, которую он мастерски воплощает на экране. Его персонаж, Филип Ломбард, расчётлив, хитёр, жесток. Он без колебания сознаётся в том, что был повинен в смертях десятка человек. У него спросили: «Как вам удаётся так легко сознаваться во всём этом?». На что она ответил: «Я открываю рот и произношу слова. Ничего сложного». Ну стервец же, очень хорошо сыграл, вот что значит актёрское мастерство, с таким правдоподобным перевоплощением .
Концепция сюжета отлично сбалансирована. События, происходящие на острове в особняке разбавляются флешбеками, в которых нам показывают именно те моменты из прошлого каждого персонажа, из-за которых они все оказались на этом острове. А солдатская считалочка, и то, как после каждой смерти со стола пропадала одна статуэтка очень интригует. Атмосфера нагнетается постепенно, и наши герои, словно мыши в коробке, мечутся из угла в угол, попутно обвиняя в убийстве друг друга.
Это история о человеческой грязи и порочности, и о заслуженном возмездии, когда каждому воздаётся сторицей за его грехи. Каждый персонаж испорчен, даже те, которых ты не подозреваешь. Хотя, слишком тихой мыла эта мышка, чтобы просто так оказаться на этом острове. Расчётливая дама из высшего общества, которая напоминает Гитлера в юбке; офицер, совершивший самосуд; доктор, по вине которого умер пациент; гувернантка, якобы не уследившая за подопечным — все они расчётливы, жестоки, порочны. Поначалу ты испытываешь к некоторым сочувствие, но в конечном итоге оно себя исчерпывает. И дело даже не в сострадании, смотреть этот сериал можно ради того, чтобы насладиться актёрской игрой, понаблюдать за тем, как по-разному люди могут вести себя в экстремальных ситуациях, когда их жизням явно угрожает опасность. А ещё чтобы потешить себя мыслями: «Ну что, получила. Так тебе и надо», когда высокомерная дамочка скончалась от застрявшей в её шеи толстенной спицы, не случайно застрявшей, как вы понимаете.
Хочу отметить операторскую работу, ведь нам были показаны отличные панорамы сурового острова: пропасть, в которую служанка выбрасывала объедки, и чайки, кружа по кругу, подбирали эти объедки; суровые облака и проливной дождь; морские волны — это завораживающая суровая красота. Так же мне понравилось внимание к деталям: дверная ручка, стакан с алкогольным напитком, голова медведя, с ключом и пистолетом в раскрытой пасти — это детали, которые дополняют общую стилистику и атмосферу сериала. Такой приём был в моём любимом «Ганнибале», там это тоже смотрелось чертовски уместно. Всё смотрится целостно и органично. Очень много полунамёков, полутонов — многозначительные взгляды и перешёптывания, недомолвки, перебранки. Прекрасные атрибуты для нагнетания должного градуса атмосферы.
Так же стоит отметить прекрасное звуковое сопровождение Стюарта Эрла, которое органично дополнило атмосферу.
Итог: неожиданно органичная история, которая прекрасно переносит первоисточник на экран, позволяю зрителю наблюдать за стремительно развивающимся сюжетом и мощной концовкой, на высокой ноте. Это не ширпотреб, к этому сериалу можно вернуться через некоторое время. Хотя, я бы воспринимал его как полнометражный фильм и с удовольствием посмотрел бы на большом экране, жаль, что заведомо «сериальный» формат не предполагает такого варианта. А он заслуживает большого экрана, ведь там есть на что посмотреть. За всеми этими, казалось бы, суровыми пастельными тонами скрывается глубина и размах. И безусловно сыграл свою роль мощный первоисточник, чертовка Агата лихо завернула сюжет:)