Обещанный рассказ о романе Шарль Хеннеберг и Натали Хеннеберг «Язва». Некоторые эпизоды, прежде всего, связанные с главной темой Зла, просто потрясающие. Фантастическая часть, если она не относит нас к Кафке или Данте, много слабее. Точнее будет сказать, что научности в этой фантастике нет вообще. Но все искупается психологией и философией. И мне было жутко.
Поверь — когда в нас подлых мыслей нет,
Нам ничего не следует бояться.
Зло ближнему — вот где источник бед,
Оно и сбросит в пропасть, может статься. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)
В этой книге нет фантастического зла, хотя здесь в огромном количестве присутствуют космические сражения, звездолеты, иные планеты и культуры, путешествия во времени и сверхспособности — телепортация, телекинез и телепатия. Но древние вампиры не восстанут из мрака или бесчисленные орды зомби не встанут из могил, чтобы смести человечество. Томящиеся в аду и сгорающие от ненависти души маньяков не проникнут на светлую сторону, чтобы вселяться в чужие тела и творить свои темные дела. Злобные инопланетяне не отправятся в завоевательный поход, сея огонь и смерть. Люди-Х не устроят революцию, чтобы захватить власть и править железной рукой. Не будет астероидов, эпидемий, свихнувшихся роботов или восстания машин, стирающих людскую цивилизацию из истории всей Вселенной.
Будет только обычное человеческое зло, потому что никакие инопланетяне, машины или неведомые боги не способны на то, что могут и делают люди друг с другом.
Примечательно, что кто герой, злодей или предатель мы узнаем едва ли ни с первых страниц, из пролога, который относит нас к самому финалу действия. Поскольку итог не так уж и важен: в этой истории важно, как и почему герои встали на ту или иную сторону, как мрак вползает в душу, почему в одних он прорастает, дает плоды и семена, а в других — очень немногих — засыхает и погибает.
Вот этот — свой для каждого из главных героев — путь через мрак и круги Ада — является главным в романе. Понятно, что в 1964 году еще было близко главное Зло 20-го века — фашизм и очевидцы, свидетели и соучастники всех самых трагических событий были живы и способные поведать о пережитом. От того практически все самые сильные эпизоды носят оттенок личного переживания и личного присутствия, и не важно, что они перенесены в далекое будущее и на иные планеты.
А таких эпизодов — жутких, вызывающих неподдельный страх, задевающих за живое своей обыденностью и узнаваемостью, немало. Краткие истории Зла и превращения людей в монстров, настолько правдоподобные, что хочется свериться с мемуарами или учебником истории.
Вот история группы высокопоставленных беженцев, впервые в жизни столкнувшихся с трудностями, которые бредут в неизвестность от одного убежища к другому, постепенно теряя свою уверенность и гордыню, в то время как те, кто должен им помогать превращаются из охранников, сначала в тюремщиков, а затем в палачей, наслаждаясь каждой минутой власти над теми, перед кем еще недавно раболепно пресмыкались.
Или эпизод с другими беженцами, которые занимают пустующие дома, не задумываясь, куда исчезли их обитатели, и сами становятся жертвами убийц, чтобы освободить место для новой партии обреченных. Или утонченные и прекрасные артурианцы, в своем увлечении красотой увядания, не заметившие, как Зло поселилось среди них, и покорно подставляющие шеи палачам. Юные беспризорные, живущие на грани животного и сознательного, и даже не ведающие о каких-то там нормах морали. Вот они — сотни и тысячи тех, кто покорно идет на бойню и уходит из жизни без сопротивления, кто цепляется за жизнь из последних сил, скатываясь постепенно в бессознательную тьму, и еще больше тех, кто приветствует победителей и радостно впускает Зло в душу, становясь самыми преданными его адептами.
В романе Зло — вездесуще и всепроникающе. Оно заползает в души со страхом, завистью, гордыней и даже — с благими намерениями и любовью, растет и крепнет, чтобы дать семена, заражающие другие души. И тех, кто противится Злу до самого конца и побеждает его внутри себя — ничтожная горстка.
Вот здесь и лежит самое большое противоречие романа. Подробно описав КАК Зло проникает в человека, ПОЧЕМУ оно там закрепляется, КАК проявляется, авторы практически ничего не говорят внятного о том, а что же надо делать, чтобы этого не происходило.
Противоречие заложено уже в самой рассматриваемой в романе идее Зла, как болезни, от которой можно вылечить, просто уничтожив его источник. Это как бы дает индульгенцию всем тем, кто совершал Зло «по приказу», «по принуждению», «просто выжить», «так поступали все» или «время было такое». Предложенный выход: давайте все забудем, начнем с чистого листа и не будем больше совершать ошибок — выходом никаким не является, а лишь запускает новый круг Ада. Пусть и через поколение-другое, когда уйдут последние соучастники и свидетели. Так уже было много-много раз в истории, и, похоже, вновь повторяется, добавляя в коллекцию Зла, собираемую Человечеством со времен блужданий по саванне, все новые его проявления. И мы до сих пор не знаем «Что делать», хотя почти уже и ответили на вопрос «Кто виноват?»:
А если стал порочен целый свет,
То был тому единственной причиной
Сам человек: лишь он – источник бед,
Своих скорбей создатель он единый. (Данте Алигьери «Божественная комедия»)
Да, кстати:
Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Данте Алигьери)
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru