Идеи межзвездных путешествий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наука и технологии» > Идеи межзвездных путешествий. Связь с реальностью.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Идеи межзвездных путешествий. Связь с реальностью.

Статья написана 16 декабря 2015 г. 16:06
Размещена:

В рамках предыдущей статьи на эту тему я перечислил основные известные концепции организации космических полетов на межзвездные расстояния. Здесь же будет предпринята попытка изучить эти концепции с точки зрения степени их реалистичности в рамках известной физики.

Заранее хочу заметить, что в рамках рубрики «Наука и технологии» мне не видятся адекватными замечания вроде — «никто не знает пределов прогресса» или «любая поставленная задача обязательно будет решена». Не любая. И что еще важнее — в рамках такого (чисто магического) подхода к реальности предметный разговор вообще невозможен, что на мой взгляд попросту неинтересно:-).

  Итак, перечисляя идеи путешествий к звездам, я условно разделил их на три группы:

— Умозрительные

— Фантастические

— Научно-фантастические

Первая группа идей наиболее будоражит умы, поскольку в определенном приближении позволяет почти все. Летать к краю галактики, путешествовать быстрее скорости света, заселять новые миры. Посмотрим как обстоит тут дело с научной точки зрения.

                                                                                        

                                                              

                                                                                                       Телепортация

Мгновенное перемещение материального объекта на любые, в общем то, расстояния.

Идея привлекательная, но, к сожалению, не наблюдаемая в текущей реальности и не имеющая даже чисто математического описания.

Очень часто в этой связи вспоминают квантовую телепортацию состояния элементарной частицы в запутанной (когерентной) паре и концепт квантовой криптографии, при этом многим попадались заголовки вроде «Ученые телепортировали фотоны на десять метров» и им подобные. Это создает ложное представление о явлении и понятное желание экстраполировать данный эффект на макрообъекты.

Увы, сверхсветовое движение, имеющее место при описанном квантовом эффекте вообще не является телепортацией в обсуждаемом понимании, поскольку при его осуществлении не передается ни энергия, ни информация, ни материя. Это просто устоявшееся красивое название, придуманное для привлечения внимания прессы и прочих неспециалистов. Сверхсветовая трансляция квантового состояния элементарных частиц по фундаментальным причинам не может быть использована для обсуждаемых целей, поскольку это противоречит принципу неопределенности Гейзенберга и в физическом смысле выражается в том, что квантовое состояние частицы неизбежно будет изменено — разрушено действиями наблюдателя (измерительного прибора) как до, так и после передачи квантового состояния. Таким образом, понять как именно это состояние изменилось после его трансляции от другого члена запутанной пары — невозможно. «Ну и что» — возразит скептик. Ведь квантовое состояние все равно передалось со сверхсветовой скоростью. Это действительно так, однако фундаментальные законы физики запрещают не сверхсветовое движение, как таковое, а (и это малоизвестно в непрофессиональной среде) сверхсветовое движение материи и информации. Пример сверхсветового движения нематериальных объектов может быть приведен из менее специфической области, чем квантовая физика. Представьте, что вы выстрелили мощным лазером в Луну. В месте падения лазерного пучка образуется нечто вроде визуально наблюдаемого пятна — этакого солнечного зайчика, который при достаточной мощности лазера может вызывать не только отраженное свечение, но и вообще спекание реголита. Теперь представим что турель, на которой установлен лазер поворачивается с достаточной угловой скоростью. В результате описанное выше пятно может перемещаться по поверхности Луны почти сколь угодно быстро — в том числе быстрее скорости света. Но при таком движении опять таки не передается ни материя, ни информация.

  Таким образом, телепортация материальных объектов в первом приближении эквивалента магии (в логике — просто как то происходит) и по идее вообще не должна рассматриваться в рамках научно-технического дискурса.

                                                                

                                                                                                    Искривление пространства

  Как я уже писал — сюда следует отнести все идеи варп двигателя — от генератора т.н. «кротовых нор», открывающих, так сказать, короткий путь непосредственно к цели, до разного рода фантастических идей о двигателе, деформирующем пространство в области движения корабля.

Вне связи с тем, что никто даже отдаленно не знает как нечто подобное можно реализовать на практике — идея привлекательна тем, что в целом не противоречит известной физике (поскольку пространство действительно может деформироваться — например сильными гравитационными полями) что открывает невиданные просторы фантазии, проявления которой мы и наблюдаем в соответствующих произведения искусства — от Вахи до Звездных войн.

Движение в имматериуме, варп прыжки, проколы, переходы — как только не называют этот тип движения, объединяющий звездные империи и позволяющий колонистам покорить Галактику. Вроде бы — чистая победа.

  К сожалению, победа эта не только крайне умозрительна, но и содержит в себе фатальную ошибку. Дело в том, что пространство отделено от времени только субъективно, а в физическом смысле представляет собой единую сущность — пресловутый пространственно-временной континуум. Тем самым, мы имеем парадокс  — даже успешно деформировав пространство и сократив свой путь к звездам, мы, равным образом деформируем и время, что приведет к тому, что по путь через «кротовую нору» будет столько же долгим по часам наблюдателя, оставшегося на земле, как и путь межзвездного путешественника, пользующегося обычным, неискривленным пространством. Либо мы параллельно изобретем машину времени и нарушим причинность. Вот как эту проблематику описывает Стивен Хокинг в известной научно-популярной книге «Краткая история времени»:

цитата

Теория относительности оставляет одно утешение, опять-таки касающееся парадокса близнецов: можно сделать так, что космическим странникам путешествие покажется намного короче, чем оставшимся на Земле. Но немного радости в том, чтобы, проведя в космическом рейсе несколько лет, обнаружить по возвращении, что все, кого вы оставили, умерли тысячелетия назад. И дабы подогреть естественный человеческий интерес к своим историям, фантасты вынуждены были предположить, что однажды мы научимся перемещаться быстрее света. Большинство из них, кажется, не осознает того, что возможность перемещаться быстрее света влечет за собой в соответствии с теорией относительности и возможность путешествий в прошлое.

Ключ к этой взаимосвязи в том, что согласно теории относительности не существует не только никакой единой для всех наблюдателей меры времени, но что при некоторых обстоятельствах нет нужды даже в том, чтобы наблюдатели были согласны относительно очередности событий. В частности, если два события А и В происходят так далеко друг от друга в пространстве, что ракета должна перемещаться быстрее света, чтобы поспеть от события А к событию В, тогда два наблюдателя, перемещающиеся с различными скоростями, могут не согласиться, что случилось раньше: событие А или событие В.

Допустим, к примеру, что событие А — это финиш заключительного стометрового забега на Олимпийских играх 2012 г ., а событие В — открытие 100004-го Конгресса альфы Центавра. Допустим, что для наблюдателя на Земле событие А предшествует событию В. Скажем, событие В происходит годом позже — в 2013 г . по времени Земли. Так как Земля и альфа Центавра разделены расстоянием около четырех световых лет, эти два события удовлетворяют вышеупомянутому критерию: хотя А случается прежде В, чтобы поспеть от А к В, вы должны перемещаться быстрее света. В таких обстоятельствах наблюдателю на альфе Центавра, удаляющемуся от Земли с околосветовой скоростью, казалось бы, что события имеют обратный порядок: событие В происходит раньше события А. Этот наблюдатель утверждал бы, что, перемещаясь быстрее света, можно поспеть от события В к событию А. Следовательно, обладай вы способностью обгонять свет, смогли бы вернуться обратно от А к В до начала забега и сделать ставку, зная наверняка, кто победит!

Здесь возникает проблема, связанная с преодолением светового барьера. Теория относительности утверждает, что по мере приближения к скорости света для ускорения космического корабля требуется все больше и больше энергии. Тому есть экспериментальные подтверждения, полученные не для космических кораблей, а для элементарных частиц, разгоняемых на ускорителях, которыми располагают, например, Национальная лаборатория имени Ферми в США или Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН). Нам удается ускорять частицы до 99,99% скорости света, но не перескочить световой барьер, сколько бы ни наращивалась мощность установки. Так и с космическими кораблями: независимо от мощности ракеты они не могут разгоняться выше скорости света. И поскольку путешествие в прошлое возможно только при перемещении быстрее света, это, казалось бы, исключает и скоростные космические перелеты, и путешествия назад во времени.

Тут, однако, возможен некий обходной маневр. Можно было бы попробовать деформировать пространство-время так, чтобы открылся короткий путь из А в В. Один из способов состоит в том, чтобы создать из А и В так называемую кротовую нору. Как ясно из самого термина, кротовая нора — это тонкая пространственно-временная трубка, которая может соединять две далекие друг от друга области почти плоского пространства. Здесь прослеживается отдаленное сходство с той ситуацией, когда вы находитесь у подножия высокого горного хребта. Чтобы попасть на другую сторону, нужно долго взбираться наверх, а затем спускаться. Но этого не потребуется, если толщу скальной породы пронизывает гигантский горизонтальный тоннель. Предположим, что можно создать или найти кротовую нору, ведущую из нашей Солнечной системы к альфе Центавра. Протяженность такой норы могла бы составлять всего несколько миллионов километров, хотя в обычном пространстве расстояние между Землей и альфой Центавра составляет около сорока миллионов миллионов километров. Если бы мы передали через кротовую нору известие об итогах стометрового забега, наше сообщение успело бы достичь цели задолго до открытия конгресса. Но тогда наблюдатель, летящий к Земле, тоже нашел бы кротовую нору, которая позволила бы ему добраться до Земли с открытия конгресса на альфе Центавра перед началом забега. Так что кротовые норы, подобно любым другим способам сверхсветового перемещения, позволили бы путешествовать в прошлое.»

                   

                                                                                           Прочие умозрительные концепции

   Нет им числа. В прошлой статье я перечислил некоторые из них: двигатели дизъюнкции, двигатели на эффекте отрицательной массы, диодное зеркало, двигатели на изменении фундаментальных постоянных. Эти концепции объединяет нечто общее — их авторы, стараясь оставаться в рамках известного математического описания природы континуума, привлекают для формулирования своих идей чисто математические абстракции — в реальности не известные либо требующие  т.н. сингулярностей — т.е. бесконечно больших или бесконечно малых значений тех или иных физических характеристик.

Скажем, никто не знает и даже не может себе представить что такое отрицательная масса (хотя математически она может быть описана), каковы свойства гипотетического объекта, обладающего подобными характеристиками,  и возможно ли вообще привести его к подобному состоянию. Для того, чтобы размышления в направлении одного из таких концептов могли быть продолжены — под него должна быть обнаружена и описана соответствующая физика.

  Кстати, выше я уже говорил, что варп двигатель, в целом,  является частным случаем такой концепции, поскольку, скажем, для помещения корабля в поле деформированного пространства, требуется возможность манипуляции энергией с отрицательными значениями. Что это за фокус и с чем его едят представить пока ни у кого не получилось. Равным образом, и для всех вышеперечисленных идей в свою очередь справедливы выводы, сделанные для варп-двигателя в отношении сверхсветового движения.

Все сказанное, меж тем, не означает полной невозможности такого или какого то иного принципиально неизвестного пока типа передвижения в пространстве. Научный поиск в этом отношении возможен — надо только понимать, что пока речь идет скорее о игре ума, ценной не конкретными проектами и идеями, а направлением мысли.

                                                                                                             Новая физика

  Самоочевидно, что текущее научное описание природы Вселенной и ее законов не полно. Высоковероятно, что Новая физика может быть и будет сформулирована, а текущие базовые физические концепции, опирающиеся соответственно на ОТО/СТО и Квантовую теорию поля, окажутся ее приближениями для энергий или иных физических характеристик, доступных нашему текущему описанию — ровно также как физика Ньютона является частным приближением СТО. Эта физика должна будет в рамках единой концепции описать все четыре фундаментальных взаимодействия, объединив тем самым теорию относительности с квантовой теорией поля, а также описать т.н. сингулярности, возникающие в предельных состояниях в рамках этих теорий (в частности Космологическую сингулярность, неизбежно возникающую как любое решение ОТО) и ряд противоречий квантовой физики, вроде асимметрии антивещества.

  Само по себе — непонятно как это поможет нам в решении нашей частной задачи межзвездных путешествий даже теоретически, поскольку то самое текущее приближение, в рамках которого  сформулированы известные ограничения на сверхсветовое движение, описывает практически весь наблюдаемый мир — уровни энергий вплоть до взрывов Сверхновых и столкновений Галактик, расстояния в десятки гигапарсек, время в миллиарды лет. Как может в решении реальной прикладной задачи нам помочь физика, описывающая энергии и состояния, при которых, скажем, вся материя вселенной представляла собой ...гм..весьма экзотическую геометрию, понять довольно затруднительно, но это точно будет посложнее, чем подвесить на форштевне звездного скитальца черную дыру — для придания ему ускорения:-D

   При этом часто приходится встречать взгляды на Новую физику, имеющие несколько иной характер. Мол что если все что мы знаем о природе пространства/времени и физических законах это не столько частное приближение более фундаментальных физических свойств Вселенной, сколько ...просто по большей части неверно. Этот взгляд в общем то имеет право на существование и принципиально не опровергается. Может быть. Может, что скорость света непостоянна, может, что она зависит от местного объема гравитирующей массы, может вообще вся система теорий, описывающая пространство и гравитацию или квантово-механические свойства элементарных частиц —  в принципе ошибочна. Посмотрим — на что такие взгляды могут опереться...И , кроме рассуждений общефилософского свойства и (иногда) математических описаний этих концепций не увидим ничего. Само по себе это не страшно, ведь и ОТО, например, является таким описанием и была сформулирована ровно таким же образом, как математическая репрезентация взглядов конкретного ученого о природе гравитации, не противоречащая наблюдаемым фактам — не более. Проблема только в том, что на текущий момент абсолютно все альтернативные концепции не продемонстрировали вообще никакой предсказательной силы — в отличие от ОТО/СТО, которые еще и  сами формулировали методики, которыми они могут быть проверены . ОТО предсказала гравитационное линзирование — которое и было обнаружено несколько лет спустя, орбитальные эффекты вроде прецессии перигелия Меркурия, замедление времени в гравитационном колодце и еще с десяток эффектов, эксперименты и наблюдения которых позволили подтвердить выводы ОТО с высочайшей точностью. Эти эксперименты ставятся до сих пор — что говорить, если любое устройство, имеющее GPS чип, проводит десяток натурных экспериментов по проверке ОТО ежеминутно, поскольку эффект замедления времени учтен в формуле расчета местоположения абонента в тех значениях, что постулированы теорией. Без такого учета точность GPS приемника была бы на порядок ниже.

  Ровно также обстоят дела со Стандартной Моделью — имея ряд нерешенных и четко обозначенных проблем, она тем не менее на текущий момент с наилучшей точностью описывает результаты наблюдений и экспериментов и при этом демонстрирует впечатляющую предсказательную силу. В частности — последние эксперименты на БАКе дали кучу материала по работе со Стандартной моделью (от бозона Хиггса до топ кварка и ряда других теоретически предсказанных частиц — причем именно в границах предсказанных энергий), но не подтвердили ни одно из предположений альтернативных теорий — ни микроскопических черных дыр, ни лептонокварков, ни суперсимметричных частиц..Вообще ничего. Таким образом, лично у меня неизбежно  возникает вопрос доверия к этим альтернативным (а тем более к еще более альтернативным) теориям, в активе которых только абстрактная математика, плюс критика и никакого созидательного научного потенциала. В отличие от.

Все вышеприведенные данные выглядят не слишком оптимистично для чересчур торопливых потенциальных межзвездных путешественников, что однако не накладывает какого то запрета на межзвездные путешествия вообще. Как обстоят дела с концепциями, не пытающимися химичить с фундаментальной физикой, я попробую описать в следующей статье.





957
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:02
Спасибо!

цитата

В результате описанное выше пятно может перемещаться по поверхности Луны почти сколь угодно быстро — в том числе быстрее скорости света.

Не может. Скорость пятна всё равно ограничена скоростью твоего лазера. Проходили. 8-)


Ну и я всё ждал, когда упомянется EmDrive, например. Закончить на оптимистичной нотке, так сказать, что довольствоваться и околосветовыми скоростями — не так уж и плохо. :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:35

цитата creator

EmDrive,
Это фейк. С нашего форума:

цитата

В одной из мелких второстепенных лабораторий НАСА , провели опыт этого двигателя из категории «вечных» , получили типа сенсационные результаты , даже что то там опубликовали .
В результате руководство НАСА решила разобраться что там за фигня , и прислало на разборки спецов из JPL (что это такое завсегдатаям ветки надеюсь объяснять не надо)
Те ознакомившись с описанием эксперимента выпали в осадок от технической безграмотности . Установка даже не была взвешена до и после экспериманта .
Ну в общем разобрались . Тяга получалась (ничтожная но таки была) за счет испарения металла с внутренней поверхности камеры сгорания . Испаренный металл и служил своеобразным рабочим телом


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:05
Известно (предполагается:)), что первоначальное инфляционное расширение Вселенной происходило существенно быстрее скорости света. В этом направлении и надо работать...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 18:36
Это тоже пример превышения скорости света без передачи энергии, информации и материи. Причем хрестоматийный.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 21:12

цитата sanbar

без передачи энергии, информации и материи


Тут главное: сама возможность, над которой можно думать.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 21:21
Ну, собственно, только думать и можно.:-) В первую очередь можно думать зачем нам двигать быстрее света нечто, не являющееся ни материей, ни информацией, ни энергией


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 19:34
А нельзя ли привести для сравнения время, за которое можно теоретически достигнуть ближайшей звезды на двигателях, доступных человечеству уже сейчас? Чтобы осознать, так сказать, масштабы бедствия и понять насколько далеко лежит «тот берег».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 19:37
Это будет в следующей статье, но для начала — что Вы подразумеваете под термином «достигнуть»? Это принципиальный вопрос.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 19:49

цитата sanbar

что Вы подразумеваете под термином «достигнуть»?
Ну, например, физически оказаться в пределах орбиты крайних планет системы или (если их нет) в поле гравитации (когда электромагнитные силы начнут ощутимо отклонять корабль от курса движения,
выводя его на орбиту вокруг звезды). Проще всего — выйти на устойчивую орбиту вокруг Альфы Центавра.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 19:52

цитата Ny

выйти на устойчивую орбиту вокруг Альфы Центавра
Нет. С существующими технологиями это невозможно в принципе. Это десятки тысяч лет. Техника столько не живет. Только я о другом спрашивал — что Вы подразумеваете -беспилотную миссию или пилотируемую, с торможением у звезды или просто пролет.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 20:04
Ага, значит рассматривается только вариант движения сквозь систему.
Тогда, конечно, только беспилотный аппарат и только пролёт без торможения. Либо, если это не займёт бесконечность, поворот при помощи гравитации звезды с выходом на обратный курс.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 20:37

цитата Ny

Тогда, конечно, только беспилотный аппарат и только пролёт без торможения.
Достигнутые на текущий момент скорости таковы, что будь в распоряжении человечества только они сами по себе, то даже путешествие к орбитам, внешним по отношению к Земле, было бы невозможным, поскольку эти скорости — в пределах 20 км\сек-меньше скорости убегания для земной орбиты по отношению к Солнцу. К счастью человек может еще использовать орбитальную скорость самой Земли, что позволяет развивать солярную скорость к/а , близкую к 50 км/сек. Что дает 24 тысячи лет на преодоление 4 световых лет. Однако, отсутствие постоянной работы двигателя означает, что гравитация Солнца будет постоянно тормозить такой к/а. Он может выйти на гиперболическую траекторию, ведущую к АЦ, но на такой полет ему потребуется примерно 50 000 лет. Перспективные технологии двигателей на ионной тяге типа VASIMR в принципе позволяют такой пролет (при условии, что денег на строительство гигантской бандуры человечество не пожалеет). Но при сколь нибудь разумных исходных размерах системы речь может идти о сотне-другой килограмм забрасываемого веса (плюс двигатели,источник энергии в виде компактного ядерного реактора — которого пока нет- , система охлаждения и термоэлектрический преобразователь-всего тонн 10-15 , если повезет) , которые достигнут АЦ лет через 500. Примерно, хотя скорее ближе к тысяче. Надо считать, а считать лень. Ближе к теме привлеку opty — он точнее посчитает, исходя из удельного импульса VASIMR на жидком аргоне и КПД термопреобразователей на элементах Петелье. Сама система при этом будет весить тысячи тонн- в основном это вес топлива и топливных баков.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 21:14
Черт побери!
Мне кажется, требуется отдельная тема на форуме о межзвездных путешествиях, их возможности и теории.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 07:09

цитата sanbar

которые достигнут АЦ лет через 500. Примерно, хотя скорее ближе к тысяче.
Уже неплохо! А Вы в прошлой статье пугали, что даже в перспективе слишком долго. Оказывается всего-то продолжительность более-менее внятно задокументированной истории человечества. Я думал, дела обстоят гораздо хуже.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 10:24
Гм.. ну пятьсот лет назад еще не родился Иван Грозный. Так что если это быстро — то я даже не знаю, что долго8-). К тому же это предварительные подсчеты на основе перспективной технологии, причем самый непонятный вопрос это компактный ядерный реактор примерно гигаваттного класса весом тонн в десять максимум, вместе с системой охлаждения. Насколько это вообще возможно я не знаю. Пока это в лучшем случае сотни тонн, причем для охлаждения используется вода.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 10:53
У меня расчёты гораздо проще :-)
50 лет назад (ну примерно) люди научились достигать первой космической скорости. Сейчас на очереди третья космическая. Значит через 50 лет, с некоторой вероятностью, станет уверенно доступна 3-4 скорость. Чисто технически. А там, глядишь, физики ещё что придумают. Словом, через 100 лет срок путешествия к ближайшей звезде может существенно сократиться.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 11:44

цитата Ny

50 лет назад (ну примерно) люди научились достигать первой космической скорости. Сейчас на очереди третья космическая.
Третья космическая была достигнута почти сразу же. Она всего на 4 км\с больше второй. Аппаратом с самой высокой достигнутой в истории солярной скоростью является Вояджер-1, запущенный 40 лет назад.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 22:18

цитата

В результате описанное выше пятно может перемещаться по поверхности Луны почти сколь угодно быстро — в том числе быстрее скорости света. Но при таком движении опять таки не передается ни материя, ни информация.

А свет считается нематериальным? Фотоны же!
И почему информация не передаётся? Та же морзянка — не работает? А то вообще можно рисовать что-нибудь на поверхности Луны, тем более, что там реголит спекается.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 22:23

цитата Shov

А свет считается нематериальным? Фотоны же!
Мне уже справедливо указали на то, что этот мысленный эксперимент не вполне корректен, поскольку движение фотонов лазерного луча вполне себе материально. Тем самым, при достаточно высокой скорости поворота турели, движения пятна не будет — оно просто пропадет, чтобы через вполне согласующееся с СТО время возникнуть в новой точке фокусировки.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 22:40

цитата Ny

в поле гравитации (когда электромагнитные силы начнут ощутимо отклонять корабль от курса

цитата Ny

поворот при помощи гравитации звезды с выходом на обратный курс

Это я не понял.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 07:17
Первое — когда корабль, двигающийся, скажем, со второй космической скоростью (если, конечно, после разгона вообще можно будет замедлиться до неё) будет притянут гравитацией Центавра и останется в системе.
Второе — классический приём НФ. Когда корабль использует притяжение крупной массы звезды для торможения или разгона с изменением траектории полёта. Я предлагаю сделать поворот на 180 градусов по орбите звезды и полететь назад к Солнцу, не сбавляя скорость до первой космической.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 16:45

цитата Ny

будет притянут гравитацией Центавра и останется в системе.
Это понятно — непонятно причем тут электромагнитные волны.

цитата Ny

Второе — классический приём НФ. Когда корабль использует притяжение крупной массы звезды для торможения или разгона с изменением траектории полёта
Это прием именно из НФ. Или не Н, а просто Ф:-). Гравитационный маневр не в состоянии изменить конечную скорость объекта, относительно оси маневра, поскольку на этапе сближения скорость относительно небесного тела — оси маневра увеличится ровно на столько же, насколько она потом уменьшится на этапе отдаления. Гравитационный маневр при этом в состоянии изменить скорость, относительно другой системы отсчета — например , используя гравитационный маневр у Юпитера можно увеличить скорость относительно Солнца. При этом такой маневр сам по себе в принципе не в состоянии позволить осуществить разворот. Если звезда вас развернула на 180 градусов — значит вы стали ее спутником с параболической орбитой за счет того, что ваша скорость была недостаточной для преодоления ее притяжения.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 20:47

цитата sanbar

Это понятно — непонятно причем тут электромагнитные волны.
Это я так неудачно притяжение назвал.

цитата sanbar

Гравитационный маневр не в состоянии изменить конечную скорость объекта, относительно оси маневра, поскольку на этапе сближения скорость относительно небесного тела — оси маневра увеличится ровно на столько же, насколько она потом уменьшится на этапе отдаления.
А если двигателями подработать? Сначала на торможение, потом на разгон?
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 20:54

цитата Ny

А если двигателями подработать?
Тогда — да. Но обсуждаемый тип двигателя потребует на такие маневры нескольких десятков тонн топлива. А топливо для маневров у цели на этапе первоначального разгона это полезный груз. Несколько десятков тонн дополнительной полезной нагрузки при старте с земной орбиты потребуют увеличения размеров и массы системы в несколько раз — с условного крейсера до авианосца. Десятки тысяч тонн. При этом время путешествия многократно увеличивается, поскольку, если предполагается торможение — то нельзя разгонять корабль до слишком больших скоростей — на торможение ему тогда не хватит топлива.
Чтобы достичь АЦ за несколько сотен лет корабль надо разогнать до пары тысяч км/сек. При его массе в 10 тонн — это с десяток тысяч тонн аргона для VASIMR (может больше — не знаю, надо считать). Для его торможения до скоростей, когда гравитация звезды будет иметь значение — понадобится ровно столько же топлива, а как мы помним на этапе разгона топливо для дальнейших маневров- это полезный груз и его тоже надо разгонять. Поэтому для такого маневра при сохранении обсуждаемой скорости исходный размер системы придется увеличить уже в тысячу раз- до десятков миллионов тонн, а если потом вы хотите еще поразгоняться — чтобы не лететь обратно 50 000 лет — то еще в тысячу раз. Таким образом, если просто пролет корабля мимо АЦ через 500-1000 лет после старта потребует начальной массы системы в десятки тысяч тонн при применении перспективного ионника, то подлет, торможение у звезды, разгон и обратный путь за вдвое большее общее время потребуют стартовой массы в десятки миллиардов тонн. И это по минимуму.
Разумеется все это чистой воды спекуляция, поскольку ни одна техническая система не отработает в реале больше нескольких десятков лет.


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 09:51
По телепортации не согласен в корне
И ответил в соответствующей теме
http://fantlab.ru/forum/forum16page1/...


Ссылка на сообщение22 декабря 2015 г. 22:08
А что это вообще такое — квантовое состояние? Объясните для такого профана как я...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2015 г. 22:22
Вероятностное распределение положения, импульса и энергии частицы. Выраженное волновой функцией.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 11:05
Интересно, есть ли какое-нибудь практическое применение этой самой «квантовой телепортации», или это лишь теоретические исследования?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 11:37
Есть перспективные идеи квантовой криптографии — принципиально , на фундаментальном уровне недешифруемая система отправки секретных сообщений. Однако, как сказано в статье, информация с помощью квантовой телепортации не передается, поэтому, перспективная методика, использующая квантовые методы для шифрования, потребует дополнительного классического канала.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 12:05
Короче, находка для шпиона... :-)


Ссылка на сообщение3 августа 2017 г. 07:35

цитата

Вне связи с тем, что никто даже отдаленно не знает как нечто подобное можно реализовать на практике — идея привлекательна тем, что в целом не противоречит известной физике (поскольку пространство действительно может деформироваться — например сильными гравитационными полями) что открывает невиданные просторы фантазии, проявления которой мы и наблюдаем в соответствующих произведения искусства — от Вахи до Звездных войн.


Извините уж за то, что решил придраться по мелочи, но... во вселенной Молота Войны понятие варп-перемещение имеет связь с рассматриваемыми примерами лишь по названию. Во вселенной Вархаммера варп — это, если говорить утрировано но по сути, скорее что-то вроде загробного мира пополам с источником психических (читай, магических) сил и местом обитания воплощения эмоциональных откликов всех разумных существ в галактике. Таким образом, это скорее информационное поле, нежели аналог подпространства или червоточин и прочих хоть сколь-нибудь околонаучных типов сверхсветовой технологии.

P.S.: Да, я знаю, я ооочень вовремя8-)


⇑ Наверх