Год подходит к концу, и мне бы хотелось вспомнить некоторые прочитанные книги, которые наиболее запомнились в этом году.
Своим открытием года я бесспорно считаю романы Джека Вэнса. Не знаю, почему до сих пор я избегала этого автора, видимо все из-за Дэна Симмонса с его насмешками над «Умирающей землей».
Но вот, начав однажды читать, уже не могу остановиться. И выделить из прочитанного что-то одно достаточно трудно — все романы на высоком профессиональном уровне, но все же две вещи запомнились несколько больше. Это «Эмфирион» — своим необычным поворотом сюжета и «Лампа Ночи» с ее потрясающим гротескным описанием Цивилизации Статуса.
Еще один автор, который произвел на меня огромное впечатление — Януш Зайдель. Жаль, что знакомство с этим знаковым для всего жанра писателем ограничено для российского читателя всего двумя романами «Цилиндр Ван Троффа» и «Предел».
Из прочитанной приключенческой фантастики хочу вспомнить роман Иэна Бэнкса, который редко вспоминают из-за успеха «Культуры». Речь, конечно, об убойном боевике «По ту сторону тьмы». Моя короткая аннотация на этот роман звучала бы примерно так: Лара Крофт отправляется в Космос. В романе есть практически все, что можно желать от космического приключения и даже более.
Фэнтези в этом году читала мало, и, если не найду в ближайшее время яркого автора, боюсь, вообще, отойду от этого жанра. Из прочитанного понравилось, пожалуй, более всего последняя книга из цикла «Рожденный туманом» Брендона Сандерсона «Герой веков». Главным достоинством романа стало то, что автор, наконец, бросил охи-ахи-вздохи-страдания и переключился на действие. Хотя от многословия и не избавился.
Из старых мастеров не разочаровал Александр Мирер с его «Домом Скитальцев». Не перечитывала повести «Главный полдень» и «Дом скитальцев» с детства и не была разочарована. Даже сейчас нашла в них много того, что не было понятно в далекие годы первого прочтения, и насладилась не стареющими и близкими описаниями общечеловеческих проблем.
А вот лучшим романом года для меня стал тот, который я читала в самом его начале. Дэвид Брин » Бытие». Хотя у него масса недостатков, но одно единственное достоинство их перевесило. За год я прочитала множество современных авторов из новой волны. И все их произведения оставили мрачное и депрессивное послевкусие. Какое то бесконечное соревнование «Кто опишет самую большую человеческую мерзость», подкрепленную в селенским плачем и стенанием. Любое оптимистичное произведение пойдет на этом фоне «на ура», а уж если оно хорошо написано и не бессмысленно, то и говорить нечего — станет лучшим.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru