Чудовища из райского


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «suhan_ilich» > Чудовища из райского сада
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чудовища из райского сада

Статья написана 8 июня 2009 г. 13:53

Родриго Кортес «Садовник»Литературный проект Родриго Кортес начался с вышедшего в 2004 году романа «Садовник».  В первую очередь эта книга интересна тем, что именно из нее, как из семени, выросли все следующие произведения автора, скрывшего свое настоящее имя за псевдонимом.  В «Садовнике» заложены все характерные черты последующих книг автора: сюжет о маньяке, одержимом сверхценной идеей, расширенная метафора, вокруг которой выстроено произведение, идейная мизантропия и необычный для русскоязычного автора исторический контекст.

Садовник…  Сложно придумать какую-то более мирную и спокойную профессию.  Тихое вдумчивое занятие, которое требует бездны терпения, аккуратности и упорства, ведь результаты твоего кропотливого труда будут видны лишь через годы.  Но все эти качества могут оказаться кстати и для сумасшедшего, идущего к своей задаче, несмотря ни на какие сложности.  Практически немой, умственно отсталый, от рождения уродливый Себастьян Хосе – сын садовника, не мог выбрать себе никакое иное занятие.  И семейство богатых земледельцев Эсперанса не могло пожаловаться на своего слугу.  В окрестностях не было сада красивей, чем их.  Но руками Себастьяна двигала не жажда наживы или похвалы, зерна христианства, уроненные садовниками человеческих душ, нашли в его изуродованном сознании благодатную почву.

И по мере того, как перед читателями раскрывается предыстория поступков Себастьяна, история садовника-убийцы превращается в притчу о попытке насадить райский сад на Земле.  Парадиз, задуманный для членов семьи Эсперанса, оказывается неподходящим местом для обуреваемых страстями и желаниями живых людей, отказывающимся наслаждаться предназначенным им Эдемом.  Иное дело мертвые, которые спокойно занимают свое место, никуда не бегут, а вместо этого служат удобрением для райских растений.  И то, что семье Эсперанса казалось прекраснейшим уголком, становится вначале их проклятием, а затем и коллективной могилой.  Исторические параллели налицо, да и автор не сильно скрывает замысел, в конце книги отправляя своего героя к сеньору Адолфо Хитлеру, «удобрять бескрайние поля Третьего рейха пеплом, помогая создать действительно вселенский Эдем».  

Метафора раскрыта, но книга не останавливается в своем движении, иносказательное повествование раскручивается в обратную сторону. «Садовник» переосмысливается уже как масштабный историко-философский роман, в котором автор на примере Испании 20-30-х годов размышляет о трагедии XX века.  Почему же гигантский потенциал развития, накопленный к концу XIX века, оказывается, просто выплеснут в две мировых и множество войн поменьше?  Почему с такой ожесточенной радостью вчерашние родственники, друзья или соседи окунаются в вакханалию взаимоуничтожения, в которой сумасшедший садовник, благословляющий на жизнь вечную ударом отточенной лопаты, выглядит закономерной частью общей картины?  Родриго Кортес видит ошибку, заложенную в самой человеческой природе, в чувстве превосходства над другими, которое в конце концов приводит к неминуемому вопросу-выводу «тварь я дрожащая, аль право имею?».  А такое ощущение «права» дает индульгенцию на любое преступление.

Итог: занимательная, идейная книга с четким сюжетным ритмом и яркими персонажами.  Но в ней отпугивает какая-то авторская холодность, Кортес не пускает читателя к героям, предоставляя ему роль всего лишь стороннего наблюдателя, из-за стекла рассматривающего жизнь внутри книги.  И поэтому только 8/10





168
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 15:17

цитата suhan_ilich

Но в ней отпугивает какая-то авторская холодность

Да эта пресловутая «холодность» — его конёк. Я только в одном романе увидел некое подобие авторской причастности к происходящему — в «Толмаче». И то, подозреваю, выдал желаемое за действительное.
Если попытаться придумать какой-нибудь единственный эпитет/ярлык для творчества Кортеса — это будет что-то, похожее на «занимательную паталагоанатомию». Холодная, рассудочная, «донельзя» интеллектуальная проза. На любителя. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 15:28
Да, пожалуй, ты прав.
PS забавно, что по закону парных случаев я одновременно читал биографию Лорки из ЖЗЛ. И совершенно другое впечатление оставалось.


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 15:28
А я Садовника так и не прочел. После трех романов увидел, что автор начинает повторяться. Все-таки его эстетика — более чем своеобразная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 15:33
У меня был длинный период отдыха от чего-то подобного. Так что пошел на ура.


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:24
Хм... Честно говоря, поражён. Начинал читать в своё время «Кукольника» -- убогий язык, картонные герои, представления об Америке на уровне школьных сочинений. Что, автор НАСТОЛЬКО исправился?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:30
Это дебютная вещь. Глянь «Часовщика» или «Толмача», очень интересно твое мнение. Первое псевдоисторический роман, второе и впрямь историческое, по крайней мере baroni специалист по новейшей истории того региона замечаний не делал.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:32
Знаешь, в ближайшее время -- вряд ли. Это надо было автору ОЧЕНЬ над собой вырасти. Разве только вот качну в файле и пролистаю.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:49
Ну вот «Толмач» -- при беглом просмотре нескольких фрагментов.

В принципе, лучше, но -- штампы на штампах и штампами погоняют. Нарочитость, утрированность. Многословие.

«воинственно вскинутые брови сползли вниз»

«Коричневые в неверном желтоватом свете потеки покрывали голову Будды почти целиком; заливали глаза, стекали по округлым щекам, словно овцы в буран жались одна к другой на самом кончике благородного подбородка…»

«Сердце в груди екнуло и упало куда-то вниз.»

«И тогда дождавшись, когда казаки в лагере совсем успокоятся и затихнут, а засада, окончательно замерзнув, потеряет всякую бдительность, Курбан закинул за плечо дорожный мешок и тихонько тронулся мимо клюющих длинными носами постовых.»

«Поручик Семенов выскочил из барака, словно угорелый.»

«Семенов ткнулся взглядом в улыбающегося ему толмача. «

Т.е., имхо, крепкий «армадовский» уровень, как я его себе представляю. Подчёркиваю: это впечатление от нескольких первых прочитанных эпизодов и беглого же просмотра файла в целом.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:58
попробуй прочитай, это любопытно хотя бы потому что, когда читаешь, это в глаза не бросается совершенно.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 19:03
Ты знаешь, у меня глаза дурно устроены, мне -- таки бросается. :-( У меня к таким текстам возникает неприятие почти на физиологическом уровне, потому что это всё предельно искусственное, «неживое»... не знаю, как объяснить. Это как идти по узкой улочке, заставленной мусорными баками: запах, ошмётки вокруг... Так и в подобных текстах: многословие, неумение точно сказать то, чего хотел, штампы... Может, и сюжет классный, и исторический фон автор проработал, может, даже идея там есть -- но всё разваливается из-за стиля (точнее -- отсутствия). Это я сейчас, разумеется, не о «Толмаче», а о схожих текстах (о «Кукольнике» в т.ч.).
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 19:11
понятно )
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:54
Сильнейшая книга у автора — безусловно Часовщик. Толмач мне не пошел. А Кукольник показался довольно интересным. очень эффектно показан процесс становления маньяка. А почему, кстати, он показался недостоверным?
 


Ссылка на сообщение8 июня 2009 г. 18:56
Чтобы ответить подробно, это ж нужно перечитывать -- сколько лет прошло!

Кстати, сейчас понимаю: в том числе ощущение искуственности вызывает огромное количество штампов (см. ответ suhan_ilich-у).


⇑ Наверх