http://www.fantlab.ru/images/editions/big/31728" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Последние романы Громыко — попытка перейти от юмористической фэнтези к фэнтези приключенческой и даже социальной. Вот только в результате получилось ни то, ни се. Роман «Год крысы» четко делится на две половины. Первая — достаточно подробное, хотя и несколько занудное описание взросления девочки-батрачки в маленькой деревушке. Описания крестьянского быта и нравов получилось достаточно неплохими и весьма узнаваемыми. Ну а уж трудная жизнь главной героини вообще заставляет вспомнить что-нибудь в духе «Оливера Твиста», только с поправкой на сельскую местность или, может быть, «Крабата» Пройслера. Некоторой изюминки этой истории добавляют крысы, постоянно мелькающие около главной героини совершенно в хичкоковском стиле. И, хотя на мой взгляд, автор явно переборщила с подробностью описаний малозначимых событий, мне все же было интересно узнать, как же развернутся события дальше.
А дальше события пошли самым скучным образом. Вторая половина — совершенно типичный квест, достаточно бестолковый к тому же. Снова в тексте запестрили попытки пошутить, в основном неудачные. Почему-то авторы «юмористической фантастики» уверены, что знают надежный рецепт удачного юмора. Надо просто объединить в партию приключенцев нескольких персонажей, которые недолюбливают друг друга, и заставить их постоянно ругаться между собой. Процент удачных шуток при этом — как у Петросяна, хотя иной раз и проскакивает что-то действительно веселое.
Ключевая авторская идея — о путниках, способных видеть и менять будущее, и связанных с ними крысах, интересна, но соврешенно недоработана, в результате чего кажется притянутой за уши. Прочие элементы антуража, вроде ездовых коров, смотрятся довольно странно.
Приключения героев довольно бестолковы, пестрят натяжками и роялями в кустах.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таких примеров можно найти немало. Герои — это вообще отдельная песня. Помню, был такой номер у Данильца и Моисеенко -«Индийское кино в сельском клубе». И бедный, но маниакально честный Гопал сражался со злодеем Раджем. Так вот, эту же характеристику можно уверенно применить и к главной героине. И ее характер и характеры других главных героев не отличаются особой достоверностью. Вот разве что второстепенные персонажи в лице разных сельских мужиков показаны со знанием дела.
Так что, погнавшись за несколькими зайцами, Громыко не поймала ни одного. Книга не слишком удалась ни как юмористическая, ни как приключенческая, ни как социально-психологическая. А получилось в итоге то самое «индийское кино в сельском клубе». Оценка — 5.