Этот фильм, может быть, и не шедевр, но Нортон великолепен, а времени, потраченного на просмотр этого фильма, не жалко.
Итак, время действия особенное, странное, в котором сошлись бурный рост науки, остатки романтизма и склонность просвещенных людей к магии и спиритизму. Маг и иллюзионист Айзенхайм возвращается в родной город, где был когда-то бедным мальчишкой, потому что здесь осталась его детская любовь — юная графиня. Он вернулся, потому что обещал ей вернуться и принести с собой их волшебные детские мечты.
Нарочисто неторопливое повествование сменяется бурными событиями ближе к финалу. Здесь есть волшебная встреча с магом из далекой страны, есть чудеса, которые являясь по сути фокусами, при помощи кино выглядят настоящим волшебством, есть высший свет, увлеченный диковинными зрелищами, и есть глубинные течения социально-политической обстановки, выстраивающейся вокруг кронпринца и его предполагаемой свадьбы на главной героине.
Эдвард Нортон — актер настолько необычный и талантливый, что он хорош даже в таких фильмах как «Халк» и «Медвежатник», что уж говорить про «Бойцовский клуб» и «Иллюзионист».
Фильм-обман, фильм-мистификация, призванный водить за нос зрителя до самого конца, «Иллюзионист» уступает стильному «Престижу» Нолана, уступает простотой — в центре сюжета любовь главных героев, для которой исторические реалии оказываются лишь фоном, но при этом эта простота не так проста, потому что именно детали, именно исторический фон содержат дополнительные смыслы:
* культурное полотно включает переход от готики к модерну и декадансу;
* социальное полотно показывает тягу предвоенной Европы к оккультизму — стремление к мистическому общению с мертвыми.
В общем, этот фильм — хороший способ провести вечер, и достоин того, чтобы через полгода, позабыв детали, оживить их в памяти повторным просмотром.